Профессиональная ориентация учащихся (7-8 класс)
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 30.03.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Личностное самоопределение учащихся 7-8 классов
Глава II. Психологические особенности раннего юношеского возраста
Глава III. Профессиональная ориентация
3.1 Теоретические подходы к понятию «профессиональная ориентация» в работах отечественных и зарубежных авторов
3.2 История профориентации в России
3.3 Цели и задачи профориентации
3.4 Методы и формы профильной ориентации, применяемые в 7 – 8 классах
Заключение
Список литературы
Для учащихся, успешно прошедших профессиональные пробы и проявивших интерес и желание углубить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, могут быть организованы факультативы, спецкурсы во внеурочное время по расширенной программе.
Выполнение школьниками профессиональных проб решает познавательно-оценочную задачу, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством диагностики учащимися своих индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности.
Проба обеспечивает проявление внутренней активности личности в самоопределении, высокий потенциал которой позволяет учащемуся достичь значительных успехов в практической деятельности, способствует успеху в предполагаемой сфере деятельности.
Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетании: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия; серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (проект, реферат и др.); осуществление комплекса агротехнических действий по выращиванию растений, животных; воспитательные воздействия и др.
В содержании профессиональной пробы выделяют несколько этапов: вводный, ознакомительный, подготовительный и исполнительский. На каждом этапе решаются конкретные задачи. Все виды профессиональной деятельности представителя изучаемой профессии от начала деятельности до получения завершенного ее продукта (выполнение функциональных, должностных обязанностей, создание готового изделия и т.п.) разделяются на несколько циклов [30;39].
Каждый цикл должен содержать специфические особенности изучаемого вида профессиональной деятельности, демонстрировать стадии создания завершенного продукта. Выделенные циклы должны быть взаимосвязаны и в совокупности должны достаточно полно характеризовать содержание деятельности специалиста, создавать ситуации для проявления профессионально важных качеств. Они отличаются по целям и орудиям труда, характеру, условиям, формам организации и способам выполнения работы, контактам с людьми и ответственностью.
Возможен другой подход к моделированию деятельности специалиста, когда разрабатываются задания различных уровней сложности, наиболее распространенные и типовые для данного вида профессиональной деятельности. Задания различных уровней сложности отличаются друг от друга спецификой задач, охватывающих данную профессиональную деятельность. Разнообразие задач, входящих в содержание профессиональной пробы, оказывает влияние на успешность выполнения школьниками заданий различного уровня сложности.
Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося, выполнение профессиографического задания и оценку практических заданий данного этапа. После выполнения заданий этапа или заданий определенного уровня сложности (уровневый подход) школьники должны составить профессиографическую характеристику – формулу профессиональной деятельности конкретного этапа. Уровень сложности практических заданий на каждом из этапов может быть различным.
Подходы к изменению (наращиванию) уровней сложности заданий могут быть также различными в зависимости от принятого варианта построения профессиональной пробы: выполнение заданий всеми учащимися с переходом с 1-го уровня сложности на 2-й и 3-й; дифференцированное выполнение заданий различной степени сложности в зависимости от подготовленности школьников. Наряду с уровневым подходом используют этапный подход.
Одна из задач профессиональных проб состоит в том, чтобы по возможности широко ознакомить учащихся с родственными или смежными профессиями различных отраслей на примере конкретного вида профессиональной деятельности. При выборе объектов профессиональных проб нужно руководствоваться такими критериями, как: распространенность отрасли; наличие ярко выраженных, специфических особенностей рассматриваемой сферы деятельности – «человек – природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ»; доступность объектов, их безопасность для здоровья; невысокие требования медицинских показаний к данному виду деятельности; представленность типажных профессий в соответствии с классификациями данной сферы; наличие возможности для вариативного выполнения проб различной степени сложности; способность удовлетворения профессиональных интересов школьников; соблюдение принципа преемственности для продолжения профессионального обучения в соответствующем учебном заведении.
Конкретизация и углубление представлений о родственных (типажных) профессиях требуют соблюдения организационных и методических условий, таких, как направленность содержания деятельности на развитие интересов, склонностей и способностей школьников и учет уровня их подготовленности.
В структуре профессиональной пробы можно выделить три компонента: технологический, ситуативный, функциональный, совокупность которых дает возможность воссоздать целостный образ профессии [30;41].
Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии, приемы работы с орудиями труда, знания о последовательности воздействий на предмет труда с целью получения завершенного изделия, способы получения знаний и умений и сферу их применения. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности, требующую ответа на вопрос: в какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?
Ситуативный компонент воспроизводит содержание профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия. Выполнение заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и приобретенных знаний. Учащийся должен найти такой способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившимся формам поведения.
Функциональный компонент отражает динамику профессиональной деятельности, определяет успешность освоения нормативно-одобренного способа деятельности (НОСД) средствами, приемами, внутренними компенсаторными механизмами учащегося. Он фиксирует функции и те показатели, которые должны быть достигнуты в конкретном задании пробы.
Программа профессиональной пробы должна быть составлена так, чтобы у школьников создавалось целостное представление о профессии, специфики данного вида профессиональной деятельности, а содержание профессиональной пробы, постановка цели, условий и результат отвечали бы принципу ее построения как профессионального испытания, имеющего диагностическую, деятельностную, творческую направленность. Она должна включать ситуации для проявления профессионально важных качеств специалиста, предусматривать возможности для развития интересов, способностей и склонностей школьника.
Ознакомление с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, что в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний учащиеся самостоятельно могут выбрать степень сложности задания. Практическое выполнение заданий профессиональной пробы осуществляется по схеме «задание – условие – результат». Перед ними ставят задачу определенной степени сложности, проблемности, им разъясняют условия ее выполнения и определяют тот продукт деятельности, который следует получить после завершения работы.
В ходе выполнения профессиональных проб педагог выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем представлений и умений для качественного выполнения заданий. Это могут быть краткое изложение теоретических сведений, связанных с технологией; упражнения с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, чертежами; выполнение простейших технологических операций, графических, измерительных, вычислительных работ; подробное консультирование; показ правильных рабочих действий, движений, приемов и т.д.
В конце профессиональной пробы подводят итоги. В беседе с учащимися педагог выясняет, какие трудности и сомнения они испытали при выполнении пробы; указывает на причины, не позволившие выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.); дает необходимые рекомендации.
В процессе выполнения профессиональных проб учащиеся получают обширные сведения о деятельности различных специалистов, учатся соотносить свои интересы, индивидуальные особенности с требованиями конкретной практической деятельности.
Таким образом, приобретая практический опыт в различных видах профессионального труда, подростки имеют возможность оценить соответствие своих намерений избираемому профилю обучения, осознанно проектировать дальнейшее профессиональное образование.
Следует отметить, что при организации деятельности учащихся необходимо учитывать возрастные и психологические особенности подростков. В 7 – 8 классах используют методики, направленные на самоизучение характерологических особенностей, эмоционально-волевой сферы. При этом, конечно, необходимо учитывать динамический характер данных процессов, что требует в ряде случаев повторного использования отдельных методик на последующих этапах обучения. Возможны любые модификации, но при этом важно, чтобы учащиеся имели адекватные представления об основных содержательных компонентах, обеспечивающих педагогическую поддержку в жизненном и профессиональном самоопределении: образ Я и способности к анализу профессиональной деятельности; приобретение практического опыта, связанного с выбором профиля обучения, общей жизненной и профессиональной перспективой.
Одной из форм профессиональной ориентации является профессиональное просвещение. Оно предусматривает вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий, об условиях правильного выбора одной из них [12;64].
В 7 классе непосредственно формируется фундамент по основным отраслям знаний, вырабатывается профессиональная ориентация, развивается умение трудиться. У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
У школьников 8-х классов необходимо формировать конкретные представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умение оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Эффективной формой профессиональной ориентации школьников является участие их в профессиональном труде, позволяющем увидеть результаты своей деятельности на практике, проверить свои способности, попробовать «вкус труда», получить от него удовольствие.
Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд – труд настоящий, необходимый обществу.
Наиболее распространенные формы профессиональной ориентации учащихся 7 – 8 классов: специальная направленность уроков, рассказы о профессиях, демонстрация кинофильмов, обсуждение книг и рассказов, экскурсии на производство, встречи со специалистами и коммерсантами, вовлечение в кружки, организация деятельности подростковых клубов по интересам, но главным является участие в трудовой деятельности [12;66].
Формой профориентации в школе является и профессиональное консультирование. Типы профконсультаций в школе могут быть следующие: справочно-информационная (информация о требованиях, условиях работы или учебы); диагностическая (изучение личности учащегося, его направленности); формирующая (руководство и коррекция выбора учащимися профессии); медицинская (выявление состояния здоровья школьника).
Профессиональная ориентация должна быть связана не только с расшифровкой каждой специальности школьникам, а с развитием тех качеств, которые необходимы профессионалам в конкретной специальности. Это так называемые профессионально важные качества (ПВК) [12;69]. Сформированность ПВК означает психологическую готовность школьников к овладению конкретной специальностью, способность к продуктивной реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Диагностика, учет и развитие качеств учащихся с учетом их потенциальных профессий, конкретизируют цели профориентационного процесса.
Профессиональная направленность обучения и воспитания в школе должна означать дифференцированное и индивидуальное развитие профессионально важных качеств будущих специалистов.
Выбор профессии не может осуществляться на основе ситуативной направленности, он обязательно предполагает соотнесенность с желаниями и возможностями личности.
Появление осмысленных профессиональных интересов падает на 13-14-летний возраст.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели теоретические подходы к понятию «профессиональная ориентация»; историю развития профориентации в нашей стране; психологические особенности раннего юношеского возраста, самоопределение подростков; формы и методы профориентационной работы с учащимися 7 – 8 классов.
Анализ различного рода литературы по данной теме позволяет сделать вывод о том, что проблема подготовки личности к выбору профессии представлена в исследованиях достаточно широко, но педагогическая реальность в общеобразовательной школе говорит о том, что к помощи учащимся в выборе будущей профессии относятся как к «ориентированию» школьников на те или иные профессии, «управлению» процессом профессионального самоопределения, В современных условиях требуется новый, более мягкий подход, базирующийся на помощи и поддержке подростков в выборе профессии. Одной из основных причин существующего положения является неспособность учителей осуществлять личностно ориентированный подход в образовании.
Принятие решения о выборе профессии учащимися выступает как длительный творческий процесс, который представляет собой предварительно обдуманную, осознанную деятельность подростка, развернутую во времени, включающую определенные этапы и способы реализации принятого решения. Принятое им решение влияет на дальнейшее развитие личности, ее цели, интересы, определяет сферу дальнейшей трудовой деятельности школьника, имеет важную социальную и личностную значимость. Для этого процесса характерны некоторые этапы и их последовательность: анализ ситуации решения и определение предварительной цели; сбор и анализ необходимой информации учеником для принятия решения; разработка, сравнение возможных вариантов выбора и отбор наиболее рациональной альтернативы; принятие решения о выборе профессии и его реализация; внесение необходимых корректив в ходе реализации принятого решения.
В ходе профориентационной работы необходимо учитывать возрастные и психологические особенности подростков.
В современных условиях профориентационную работу в школе следует сконцентрировать на решении таких сложных образовательных задач, как:
- получение данных о предпочтениях, склонностях, интересах и возможностях учащихся;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профориентации, за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства, например, учащиеся коррекционных классов.
Список литературы
1. Активные методы ведения профориентационной работы. Магнитогорск, Магнитогорский Государственный Университет, 2005.
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.
3. Беркутова Д.И. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников. Ульяновск, УПГУ им. И.Н. Ульянова, 2006.
4. Вопросы профориентации школьников / под ред. В.М. Ковалчина. Минск, Народная асвета, 1972.
5. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., Генезис, 1999.
6. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии. М., АПН СССР, 1989.
7. Гарбер И.Е., Сигачев В.Е. Основы профориентологии и профориентационной работы. Саратов, Издательство Поволжского межрегионального центра, 2005.
8. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. 5-9 классы. М., ВАКО, 2006.
9. Дьячкова Ю.В. Основы профессионального самоопределения: программа / под ред. Ф.А. Зуевой. Челябинск, ИДППО, 2004.
10. Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование: Основные подходы. Челябинск, Взгляд, 2006.
11. Игтымов С.Т. Система трудового воспитания и профориентации учащихся в истории советской школы и педагогики (1917 – 1984). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук, Казань, 1984.
12. Иксанов М.С., Назмутдинов В.Я. Социализация и профессиональная направленность обучения школьников. Арск – Йошкар-ола, Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 2000.
13. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся. М., Просвещение, 1983.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Дону, Феникс, 1996.
15. Латуха. Е.А. Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности. Автореф. дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 1999.
16. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера: книга для учителя / под ред. С.Н. Чистяковой. М., Академия, 1999.
17. Мижериков В.А. Словарь – справочник по педагогике / под ред. П.И. Пидкасистого. М., ТЦ Сфера, 2004.
18. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. СПб., Союз, 2000.
19. Носиров З.Н. Педагогическое руководство принятием решения о выборе профессии учащимися 7-8 классов. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1986.
20. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., Просвещение, 1984.
21. Профориентация в школе и вузе. Кемерово, КГУ, 1991.
22. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж, Модек, 1996.
23. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М., ВАКО, 2005.
24. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. М., Генезис, 2002.
25. Сахаров В. Ф., Сазонов А.Д. Профориентация школьников. М., Просвещение, 1990.
26. Старшеклассники в поле профессионального выбора. СПб., Каро, 2005.
27. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М., МГУ, 1992.
28. Хоменко Н.В. Социально-профессиональное самоопределение школьников. М., Эгвес, 2002.
29. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. М., Глобус, 2006.
30. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., Академия, 2005.
2
1. Активные методы ведения профориентационной работы. Магнитогорск, Магнитогорский Государственный Университет, 2005.
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.
3. Беркутова Д.И. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников. Ульяновск, УПГУ им. И.Н. Ульянова, 2006.
4. Вопросы профориентации школьников / под ред. В.М. Ковалчина. Минск, Народная асвета, 1972.
5. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., Генезис, 1999.
6. Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии. М., АПН СССР, 1989.
7. Гарбер И.Е., Сигачев В.Е. Основы профориентологии и профориентационной работы. Саратов, Издательство Поволжского межрегионального центра, 2005.
8. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. 5-9 классы. М., ВАКО, 2006.
9. Дьячкова Ю.В. Основы профессионального самоопределения: программа / под ред. Ф.А. Зуевой. Челябинск, ИДППО, 2004.
10. Зуева Ф.А. Предпрофильное и профильное образование: Основные подходы. Челябинск, Взгляд, 2006.
11. Игтымов С.Т. Система трудового воспитания и профориентации учащихся в истории советской школы и педагогики (1917 – 1984). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук, Казань, 1984.
12. Иксанов М.С., Назмутдинов В.Я. Социализация и профессиональная направленность обучения школьников. Арск – Йошкар-ола, Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 2000.
13. Калугин Н.И., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся. М., Просвещение, 1983.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Дону, Феникс, 1996.
15. Латуха. Е.А. Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности. Автореф. дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 1999.
16. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера: книга для учителя / под ред. С.Н. Чистяковой. М., Академия, 1999.
17. Мижериков В.А. Словарь – справочник по педагогике / под ред. П.И. Пидкасистого. М., ТЦ Сфера, 2004.
18. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. СПб., Союз, 2000.
19. Носиров З.Н. Педагогическое руководство принятием решения о выборе профессии учащимися 7-8 классов. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1986.
20. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., Просвещение, 1984.
21. Профориентация в школе и вузе. Кемерово, КГУ, 1991.
22. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Воронеж, Модек, 1996.
23. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М., ВАКО, 2005.
24. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. М., Генезис, 2002.
25. Сахаров В. Ф., Сазонов А.Д. Профориентация школьников. М., Просвещение, 1990.
26. Старшеклассники в поле профессионального выбора. СПб., Каро, 2005.
27. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М., МГУ, 1992.
28. Хоменко Н.В. Социально-профессиональное самоопределение школьников. М., Эгвес, 2002.
29. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. М., Глобус, 2006.
30. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., Академия, 2005.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет профессиональная ориентация для учащихся 7-8 классов?
Профессиональная ориентация играет важную роль в формировании жизненных планов и выборе будущей профессии для учащихся 7-8 классов. Она помогает им осознать свои навыки, интересы и предпочтения, а также позволяет выстроить путь к достижению профессионального успеха.
Какие психологические особенности раннего юношеского возраста могут повлиять на профессиональную ориентацию учащихся 7-8 классов?
В раннем юношеском возрасте учащиеся 7-8 классов часто проявляют повышенную самооценку и желание независимости, что может повлиять на выбор будущей профессии. Также, нередко у них возникают сомнения и неуверенность в своих способностях, что требует помощи в профессиональной ориентации со стороны педагогов и психологов.
Какие методы и формы профильной ориентации применяются в 7-8 классах?
В 7-8 классах используются различные методы и формы профильной ориентации, такие как беседы с представителями разных профессий, посещение выставок и ярмарок профессий, прохождение практики в разных организациях, а также использование компьютерных программ для самостоятельного изучения информации о профессиях.
Какие цели и задачи ставятся перед профориентацией учащихся 7-8 классов?
Основной целью профориентации учащихся 7-8 классов является помощь им в осознании своих интересов, навыков и потребностей, а также в выборе будущей профессии. Задачи профориентации включают информирование учащихся о различных профессиях, помощь в развитии академических и профессиональных навыков, а также поддержка в процессе самоопределения и принятия решения о выборе профессии.
Какую роль играет личностное самоопределение учащихся 7-8 классов в их профессиональной ориентации?
Личностное самоопределение учащихся 7-8 классов играет важную роль в их профессиональной ориентации. На этом этапе развития личности формируются первичные представления о собственных интересах, способностях, ценностях и жизненных приоритетах, что оказывает большое влияние на процесс выбора профессии в будущем.
Какие особенности раннего юношеского возраста могут влиять на профессиональную ориентацию учащихся 7-8 классов?
В раннем юношеском возрасте учащиеся формируют своеобразную самоидентичность и начинают задумываться о своем будущем. Подростки в этом возрасте часто испытывают устремление к саморазвитию и самореализации, проявляют интересы к различным видам деятельности и развивают свои навыки. Все эти особенности важны для профессиональной ориентации, поскольку помогают учащимся определиться с выбором будущей профессии.
Какие теоретические подходы существуют к понятию "профессиональная ориентация"?
Существует несколько теоретических подходов к понятию "профессиональная ориентация". Некоторые авторы рассматривают профессиональную ориентацию как совокупность индивидуальных представлений, мотивов, интересов и ценностей, которые определяют выбор профессии. Другие исследователи считают, что профессиональная ориентация включает в себя процесс самоопределения и саморазвития личности в профессиональной сфере. Также существуют подходы, основанные на анализе социальной среды и возможностей, которые она предоставляет для профессионального развития.
Какова история профориентации в России?
История профессиональной ориентации в России началась в конце XIX - начале XX века. В это время появились первые специальные учебные заведения, направленные на подготовку профессиональных консультантов и психологов. В советское время профориентация проводилась в школах и техникумах, а позднее были созданы специальные центры профориентационной работы. В настоящее время профориентация получила законодательную основу и проводится как в школах, так и в профессиональных учебных заведениях.
Какие методы и формы профильной ориентации применяются в 7-8 классах?
В 7-8 классах применяются различные методы и формы профильной ориентации, включающие в себя тестирование, индивидуальные беседы, практические занятия, ознакомление с профессиями и рассказы о них, а также использование компьютерных программ и интернет-ресурсов.
Какие цели и задачи ставят перед профориентацией?
Цели и задачи профориентации заключаются в помощи учащимся в осознании своих интересов, способностей и потенциала, а также в оказании информационной поддержки при выборе профессии. Другие задачи включают развитие профессионального самоопределения, формирование учебно-трудовых навыков и подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Какие теоретические подходы к понятию профессиональная ориентация существуют?
Существуют различные теоретические подходы к понятию профессиональная ориентация. Один из них основывается на психологической теории развития личности, другой связывает профессиональную ориентацию с процессом самоопределения, третий подход акцентирует внимание на социальном измерении профессионализации, а четвертый подход считает профессиональную ориентацию важным компонентом педагогической деятельности.