Логопедическая работа по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 53 + 53 источника
- Добавлена 15.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Нарушение связной речи у дошкольников с ОНР
1.1. Классификация общего недоразвития речи
1.2. Понятие связной речи
1.3. Развитие связной речи в онтогенезе
1.4. Основные нарушения связной речи у дошкольников с ОНР
Глава II. Констатирующий эксперимент
2.1. Цель и задачи исследования
2.2. Организация исследования испытуемых
2.3. Характеристика испытуемых, анализ
2.4. Методика исследования
2.5. Описание полученных результатов на констатирующем эксперименте
Глава III. Логопедическая работа в методике формирующего эксперимента
3.1. Цели и задачи формирующего эксперимента
3.2. Методика формирующего эксперимента
3.3. Сравнение и анализ данных
Заключение
Список литературы
Приложения
- Это портной (дети проговаривают это слово).
- Что шьёт портной?
Портной шьет: брюки; пальто; костюм.
Дети считают количество слов в предложениях. Одежда в зависимости от времени года может быть разной:
Летом - летняя, зимой - зимняя, весной - весенняя, осенью - осенняя.
Одежда может быть разного цвета, если она соответствует моде, ее называют модной.
Детям предлагается составить длинное предложение про то, какую одежду шьет портной.
Например: Пoртной шьет модные красивые брюки и зимнее теплое пальто.
Портной шьет летний ситцевый костюм и детский шерстяной пиджак.
[далее см. в книге Т.Б. Филичевой Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000].
Итог занятия: на данном занятии мы работали над умением детей употреблять в речи простые предложения и уметь распространять их однородными дополнениями и определениями. Для этого были проведены различные упражнения с целью формирования у детей указанного выше умения. Работа по данной теме оказывает хорошее влияние на развитие речи детей с ОНР III уровня.
Конспект занятия по теме: «Сложносочиненное предложение с противительным союзом а»
Цель: учить составлять и определять сложносочиненные предложения с противительным союзом а.
Задачи:
Учить отличать и находить в речи сложносочиненные предложения с противительным союзом а.
Работать над правильным употреблением в речи сложносочиненные предложения с противительным союзом а.
Вести работу над развитием речи детей.
Оборудование: игрушки (животные и птицы); картинки с изображениями птиц, зверей и предметов.
Ход занятия
I. Организационный этап
[см. в книге Т.Б. Филичевой Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000].
II. Обучающий этап
Составление предложений с противительным союзом «а». Дети проходят к волшебному мешочку, выбирают, не глядя две игрушки: любое животное или птицу. Называют их, а затем рассказывают: Кто это? Как кричит?
Например:
Собака лает, а гусь гогочет.
Кошка мяукает, а корова мычит.
Петух кукарекает, а курица кудахчет.
Кукушка кукует, а лошадь ржет.
III. Этап закрепления нового материала
Дидактическое упражнение «3акончи предложение на тему «Кто какую пользу приносит»
На столе выставляются фигуры животных и птиц, а рядом - молоко, маленькие мышки, яйца, червяки, мошки, телеги с грузом. Дети заканчивают предложение, начатое логопедом:
Кошка ловит...
Курица несет...
Воробей клюет...
Корова приносит нам...
Игра «Бывает - не бывает»
Ребенок наугад выбирает две любых картинки с изображением животного (птицы) и предмета (лицо, молоко, червяк, мышь и т.д.). Составляет предложение типа:
Курица несет молоко.
Кошка ловит червяков.
Воробей клюет мышей
Корова приносит нам
Дети находят ошибки, исправляют их и проговаривают предложения типа:
Курица несет яйца, а молоко дает корова.
Кошка ловит мышей, а червяков клюет воробей.
Итог занятия: на данном уроке мы работали над умением составлять и определять сложносочиненные предложения с противительным союзом а. Для этого были проведены различные упражнения с целью формирования у детей указанного выше умения. Работа по данной теме оказывает положительное влияние на развитие речи детей с ОНР III уровня.
Конспект занятия по теме «Развитие связной речи детей».
Цели.
Развивать связную речь.
Учить составлять сюжетный рассказ по открытке.
Развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному и последующие.
Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.
Упражнять детей в правильном употреблении родительного падежа (в единственном и множественном числе) названий детенышей животных.
Ход занятия:
Упражнения на подбор сравнений, определений к заданному слову. Подбор синонимов и антонимов.
Методические приемы:
Сюжетная игра «Кто у кого?»;
упражнение на придумывание сравнений а определений (со словом зайчата);
подбор синонимов и антонимов (к словам веселый, грустный);
составление рассказов по открыткам с изображением животных. (Напомнить композицию рассказа.)
Материал для занятия. 30 опереток с изображениями животных (из серии «Наши зверята»), карточки с изображениями белки с бельчатами и зайчат. Ход занятия. Воспитатель. Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек атакой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
(В. Кожевников.)
Дети отгадывают (белка). На стенда—картина «Белка и бельчата».
Логопед. Как зовут детенышей белки? (Бельчата.)
Сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?». Нам надо вспомнить, как зовут детенышей животных. Я буду называть животное, а тот из вас на кого я покажу, быстро назовет одного детеныша или нескольких детенышей.
Лиса ... (лисенок), у лисы ... (лисят»), много « (лисят).
Медведь ... (медвежонок), у медведицы ... (медвежата), много ... (медвежат), волк ... (волчонок), у волчицы (волчата}, много .„ (волчат).
Один зайчонок — много... (Зайчат), у Зайчихи кто? (Зайчонок, зайчата.)
Посмотрите на картинку. Это зайчата. Это зайчонок. Какими словами можно сказать о нем? Какой зайчонок? (Белый, ушастый и т. д.).
С чем можно сравнить зайчонка? На что он похож? (Белый и пушистый, как вата; как снежный комочек; как пушок; как мячик прыгает.)
Погулял зайчонок на улице и прискакал к максе веселый, настроение у него хорошее. Как можно про такого зайчика сказать? Поверите слова, близкие до значению к слову веселый. Какой, был заяц? (Довольный, добрый, шустрый, оживленный, радостный, с хорошим настроением.)
А второй братец-зайчик прибежал домой невеселый, его обидели. Скажите про этого зайчика такой он. Подберите к слову веселый противоположные по смыслу слова. Каким был второй зайчик? (Печальный, грустный, обиженный, недовольный, огорченный, испуганный.)
Сейчас откройте конверты, посмотрите открытки и придумайте рассказ. Подумайте, что сначала произошло с персонажами, затем расскажите, что изображено на открытке, а затем придумайте, чем все закончилось. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным.
Вова. (На его открытке нарисован волчонок, который смотрит на гриб подосиновик с краской головней.) Волчонок пошел гулять и вдруг увидел... Красную Шапочку. Он подумал, что это самая настоящая Красная Шапочка, и сказал: «Здравствуй, Красная Шапочка». А она молчит. Потрогал ее волчонок лапой, а это оказался гриб.
Оля Р. (На ее открытке три зайчонка и морковка.) «Три друга» (дала название картине). Зайчата решили посадить морковь. Они ее весной посадили иза ней ухаживали. Сорвут лопушок, наберут на лопушок росы студеной... иполивают, как из лейки. Выросла морковка у зайчат вкусная, сладкая и хрустящая? И зайчата с удовольствием хрустели морковкой!
Никита. (На его открытке рыжий лисенок.) Охотник поймал в лесу рыженького лисенка и привез его к себе домой. Но он не хотел жить у людей
Когда ему поставили миску с молоком, он даже отвернулся, потому что он вспомнил свою маму и грустил о ней.
Ульяна. (На ее открытке щенок и ежик.) Щенок захотел поиграться в игрушки. Он увидел какой-то серый комок. Он подумал на этот комок, что это просто гнилое яблоко, и хотел его выкинуть. Но это яблоко его сильно укололо, и он понял, что это не яблоко, а просто ежик. (Воспитатель исправил лексическую ошибку: «Нужно говорить поиграть с игрушками».)
Конспект занятия по теме «Рассказывание по картине «Как мышка перехитрила кошку»».
Цели:
Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.
Отвечать на вопросы по ее содержанию.
Развивать связную речь детей.
Ход занятия:
Логопед предлагает вниманию детей картину, на которой нарисована мышка, играющая с воздушным шариком.
Просит Никиту составить рассказ. Задает вопросы, добиваясь подробных и доказательных ответов: «Маленькая мышка играет с синим воздушным шариком. Так бывает? А что еще говорит о том, что картина сказочная?»
Просит Олю Г. повторить, как одета мышка, как она играет с шариком.
«А где мышка играла? Почему вы решили, что это уголок сада?».
Логопед подзывает Вову. Тот составляет подробный рассказ по картине.
- Что же произошло дальше? – спрашивает логопед. Выслушивает предположения детей и показывает вторую картину - «Котенок». Помогает детям рассмотреть ее, вводит в активный словарь дошкольников новые слова и словосочетания: почувствовала опасность; оглянулась; бросилась бежать; натолкнулась.
- Что же случилось дальше? – Логопед выслушивает предположение детей, затем показывает две последние картинки серии. Обращает внимание детей на то, что шарик был с картиной. Хитрая мышка спряталась за шарик. Повернув его картинкой к котенку. Просит Олю Г. рассказать о котенке.
Затем Оля Р. повторяет рассказ.
Конспект занятия «Рассказывание по картине "Собака со щенятами"»
Цели:
Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине.
Учить составлять короткий рассказ по картине.
Развивать связную речь детей.
Материал: Картина «Собака со щенятами» (серия «Домашние животные», автор С.А. Веретенникова); игрушки: собака и щенята.
Ход занятия
Логопед вывешивает картину «Собака со щенятами». Дети рассматривают ее в течение 2 – 3 минут.
- Кто нарисован на картине? Что делает собака? Кто лежит около собаки? Что делают щенята? Который щенок вам нравится больше? Расскажите про него.
- Расскажите теперь про другого щенка, какой он. – В случае необходимости логопед помогает, подсказывая ребенку начало фразы: «Этот щенок … у него ушки… Глазки… нос … Лапы у щенка … хвост… «.
- Щенки маленькие, а их мама-собака … большая, лохматая.
- Что в лапах у собаки? (Кость)
- Куда смотрят собака и щенки? (На воробьев)
- Где живут собаки? (В конуре)
- Кто принес собакам еду? Кто построил для них конуру? (Хозяин)
- Кто хочет рассказать о собаке со щенятами? (Ответы двух – трех детей)
В случае необходимости логопед помогает, подсказывая начало фразы.
- Это… собака со щенятами. Собака … большая, черная, лохматая, добрая. У собаки двое … щенят. Один … лежит около мамы. Другой … стоит и смотрит на воробьев. Щенки … маленькие, пушистые, неуклюжие. Хозяин принес собакам … еду. К миске с едой прилетели .. воробьи. Воробьи не улетают, потому что … не боятся собаки и щенков.
- У кого дома есть собака или щенята? Какие они? Как их зовут? Расскажите про них (рассказывают 2 – 3 ребенка).
Конспект занятия «Рассказывание по картине ″Мать моет посуду″»
Цели:
Учить детей составлять рассказ по картине «Мать моет посуду».
Закреплять умения детей составлять рассказы по сюжетным картинам.
Развивать связную речь детей.
Материал: Картина «Мать моет посуду» (авторы Е.И. Радина, В.А. Езикеева); почка с кукольной посудой.
Ход занятия
Логопед организует игровую ситуацию. Дети должны представить, что пришли в магазин, где продают посуду. Надо назвать предмет и сказать, для чего он нужен, тогда продавец продаст посуду.
- Какая посуда у вас дома? Знаете ли вы ее названия? Кто у вас дома моет посуду?
- Посмотрите на картине и скажите, кто на ней нарисован (девочка и мальчик).
- Что они делают? (Мама моет посуду в тазу, мальчик несет к столу кружку).
- Как мальчик несет кружку? (Обеими руками, осторожно, чтобы не разбить)
- В чем мальчик моет посуду? (В тазу.)
- Какой таз? (Большой, синий.)
- Кто из вас помогает маме мыть посуду?
- Давайте расскажем, как мама моет посуду, а сын помогает ей. Мама … моет посуду в большом … синем тазу. Сын решил … помочь маме. Он … осторожно взял чашку обеими руками, чтобы не разбить. Мама улыбнулась … хороший помощник у меня растет.
Далее трое детей (по одному) рассказывают по картине самостоятельно.
Логопед предлагает детям рассказать, кто как помогает маме дома.
Конспект занятия «Рассказывание по картине "Куры"»
Цели:
Учить составлять детей короткий описательный рассказ по картине «Куры».
Закреплять умение самостоятельно подбирать нужные слова для описания.
Развивать связную речь детей.
Материал: Картина «Куры» (серия «Домашние животные»)
Ход занятия
Логопед загадывает загадку: «Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, громко песни поешь, Ване спать не даешь?».
Спрашивает, о ком эта загадка.
На стенд выставляется картина «Куры». Дети рассматривают ее. Отвечают на вопросы: кто нарисован на этой картине? Какой петух? (Красивый, большой, сильный, разноцветный.) Что делает петух? (Стоит, смотрит.) А что делают куры? (Пьют воду, ищут червяков.) Посмотрите на курицу и петуха, они одинаковые или нет? У петуха большой гребешок, а у курицы? У петуха какой хвост? (Красивый, колесом, перья зеленые, синие, разноцветные.)
А у курицы какой? (Короткий, маленький.)
Логопед подытоживает высказывания детей о внешнем виде петуха и курицы, еще раз описывает и сравнивает птиц. Затем, глядя на картину, говорит: «Ходит по двору хохлатка, с нею – желтые цыплятки. И зовет она: «Ко-ко. Не ходите далеко!».
- Посмотрите на цыпляток. Какие они? (Маленькие, желтенькие, пушистые.) Что цыплята делают?
- Петух – большой, курица – поменьше, а цыплята … маленькие. Петух – сильный, а цыплята … еще слабые. Да, цыплята пока еще слабые, беспомощные, и курица заботиться о них.
Один – два детей составляют полный рассказ по картине «Куры».
После проведения формирующего эксперимента по развитию связной речи детей с ОНР в экспериментальной группе, который длился 11 месяцев, было проведено еще одно обследование детей в обеих группах (контрольной и экспериментальной) на предмет выявления уровня развития связной речи.
Изучение проводилось по тем же методикам, что и в начале эксперимента. А именно:
1.Составление рассказа по картинке
2. Составление рассказ по серии картинок
3. Пересказ
4. Описание предмета или игрушки.
Были получены результаты, которые отражены в таблицах.
Рассмотрим, какие результаты показали дети в обеих группах по всем методикам.
Таблица 5
Результаты диагностирования в экспериментальной группе (ЭГ) на формирующем эксперименте
Ф.И. Возраст ребенка 1-я метод. 2-я метод. 3-я метод. 4-я метод. Итог 1. Вова К. 6,2 г. 2 1 2 1 8 2. Никита З. 6,5 л. 2 1 2 1 6 3. Витя Ж. 6,7 г. 1 1 2 1 5 4. Оля Р. 6,8 г. 2 1 1 2 6 5. Ульяна Р. 6,4 л. 1 1 2 1 5 6. Оля Г. 6,4 л. 2 2 2 1 7
Отразим результаты таблицы 5 на диаграмме (рисунок 5).
Рисунок. Результаты изучения связной речи в ЭГ на формирующем эксперименте
Итак, в экспериментальной группе у большинства детей набрано от 4 до 6 баллов. Это довольно низкий уровень развития связной речи.
Рассмотрим результаты контрольной группы (они отражены в таблице 6 и на рисунке 6).
Таблица 6
Результаты диагностирования в контрольной группе на формирующем эксперименте
№ Ф.И., возраст ребенка 1-я метод. 2-я метод. 3-я метод. 4-я метод. Итог 1 Леша Н. (6,7) 3 2 2 3 10 2 Сережа Ш. (6,7) 2 2 2 2 8 3 Ваня Л. (5, 9) 2 3 2 2 9 4 Илья Р. (6,7) 2 3 3 2 10 5 Вова П. (6,1) 2 3 2 2 10 6 Юля Д. (6,6) 2 3 2 2 9 7 Инна В. (6,5) 2 3 2 2 9 8 Ира К. (6,3) 2 2 2 2 8 9 Соня Ф. (6,8) 2 3 3 2 10 10 Диана И. (6,4) 3 1 1 2 8
Результаты детей контрольной группы отражены на диаграмме 3.
Рисунок 6. Результаты диагностирования в контрольной группе на формирующем эксперименте
Как видно из таблицы, результаты по группам в основном колеблются между 9 и 11 баллами.
Для того, чтобы более наглядно представить результаты констатирующего эксперимента, мы свели данные по детям обеих групп в таблицу 4, разделив их на три уровня: высокий уровень развития связной речи, средний и низкий.
Критерии отнесения к уровням:
Высокий уровень – 12 – 9 баллов;
Средний уровень – 8 – 6 баллов;
Низкий уровень – 5 – 0 баллов.
Таблица 7
Результаты обследования развития связной речи у детей на формирующем эксперименте
Группы
Уровни Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий уровень - 7 дошкольников – 70% Средний уровень 4 дошкольника – 66,7% 3 дошкольника – 30% Низкий уровень 2 дошкольника – 33,3% -
Данные по уровням развития связной речи отражены также и на диаграмме (рисунок 7).
Рисунок 7. Результаты обследования развития связной речи у детей на формирующем эксперименте
3.3. Сравнение и анализ данных
Для того, чтобы определить, насколько успешной была работа по развитию связной речи у дошкольников с ОНР, было проведено сравнение результатов, полученных на констатирующем и формирующем экспериментах.
Сравнительная таблица по экспериментальной группе дана ниже (таблица 8).
Таблица 8
Сравнительная таблица экспериментальной группы
ФИО, возраст Результаты констатирующего эксперимента Результаты формирующего эксперимента 1. Вова К. 6 8 2. Никита З. 5 6 3. Витя Ж. 4 5 4. Оля Р. 5 6 5. Ульяна Р. 5 5 6. Оля Г. 6 7
Результаты сравнения также отражены и на диаграмме на рисунке 8.
Рисунок 8. Сравнительная диаграмма ЭГ по результатам констатирующего и формирующего экспериментов
Как видим, в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента при проверке на формирующем этапе произошли значительные изменения в лучшую сторону по сравнению с констатирующим.
Итак, можно сделать следующие выводы.
Для того, чтобы выявить уровни развития детей с ОНР связной речи мы использовали несколько методик, которые показали, что дети недостаточно владеют этим понятием.
На формирующем эксперименте шла работа по развитию связной речи у дошкольников с ОНР в экспериментальной группе. На занятиях использовались различные методы и приемы, такие как, пересказ, ответы на вопросы, составление собственных предложений, восстановление и исправление деформированного текста и т.д.
Затем, на контрольном эксперименте мы провели повторно те же методики, что и на констатирующем и выявили, что у детей из экспериментальной группы связная речь улучшилась. Это очень хороший показатель.
Возросли возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д.
У многих детей сформирована чистая речь, без грамматических ошибок.
Работа по формированию развёрнутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей обогатила лексическую сторону речи детей, уточнила применение грамматических категорий и форм, распространила бытовую фразу.
Заключение
В начале работы была поставлена цель: раскрыть методы и приемы логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР.
Гипотеза, поставленная вначале экспериментальной работы, подтвердилась, так как наблюдается улучшение связной речи у детей, которые участвовали в экспериментальной работе.
Цель констатирующего эксперимента: раскрыть методы и приемы логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР.
Во время констатирующего этапа шла проверка сформированности и развитости связной речи у детей с нормальным развитием речи и у детей с ОНР.
Дети часто путали слова, слоги в словах меняли местами, некоторые дети неправильно произносили звуки. При этом некоторые дети не могли построить связный рассказ по картинке или описать предмет. Также большие затруднения вызвало почти у всех задание по описанию сюжетной картинки. Дети терялись и не могли рассказать, что на ней изображено. Также мы выявили, что многие дети плохо воспринимают звучащую речь, т.к. не могли пересказать услышанный текс.
Таким образом, мы пришли к выводу, что с дошкольниками с ОНР необходима серьезная и длительная работа по развитию связной речи.
Во время формирующего эксперимента шла работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР в экспериментальной группе. Проводились как групповые, так и индивидуальные занятия.
Следует отметить, что во время проведения эксперимента дети заинтересованно подходили к занятиям, им нравилось выполнять предложенные задания. Хотя не всегда все получалось с первого раза. Некоторые дети испытывали серьезные затруднения при усвоении того или иного материала, но постепенно, со временем, они приходили к правильному пониманию и усвоению.
На формирующем этапе шла повторная диагностика развития связной речи детей в экспериментальной и контрольной группах.
Таким образом, мы можем сказать, что методики, предложенные в данной работе, оказывают положительное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Конечно, не все нарушения речи удалось исправить, для этого нужно более длительное время. Но результаты эксперимента доказывают, что работа, которая проводилась с детьми является эффективной, и что ее можно проводить и далее.
Список литературы
Андриевская В.В. Особенности словесных ассоциаций как фактор построения предложений // Исследования языка и речи: Уч. записки МГПИИЯ, 1971. - т. 60
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997
Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед институтов. – М.: Просвещение, 1981.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 380 с.
Волкова Г.А, Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.
Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. – М., 2001.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Психология - М.: “Просвещение”, 1986
Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. - № 1, № 2. – 1998.
Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М.: АРКТИ, 2004.
Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - № 4. – 1994.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Флинта, 1999.
Грибова О.Е. Реализация принципа деятельного подхода в процессе логопедического исследования// Дефектология. – 2004. - № 2. – С. 14 – 20.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. - М.: Просвещение, 1980.
Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушения речи у дошкольников. – М., 1971.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Наука, 2003.
Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Новосибирск, 1975.
Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1981.
Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. - М.: Линка-Пресс, 1994.
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
Коррекционная педагогика/Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Наука, 2001.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.:, 1985.
Карпова С.П., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М.: Издательство московского университета, 1978.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2003.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: издательский центр «Академия», 2000.
Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.
Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов/Л.с. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 1. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов/Л.с. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 5. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988
Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет. - М.: Просвещение, 1983.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1986.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 2001.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002.
Развивайте дар слова / Сост. Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 1990.
Развитие речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1990.
Репина З.А., В.И. Буйко Уроки логопедии. – Екатеринбург: издательство «Литур», 2000.
Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: Владос, 2003.
Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.: Педагогика, 1976.
Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал./ под редакцией проф. Т.Б. Филичевой – М.: «Гном – пресс», 1999.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. – 2004. - № 5. – С. 4 – 15.
Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. - М.: «Просвещение», 1977.
Филатова Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи // Дефектология. – 2003. - № 3. – С. 34 – 38.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000.
Приложения
Картинки к диагностированию детей
Методика 1.
Методика 2.
2
2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997
3.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед институтов. – М.: Просвещение, 1981.
4.Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 380 с.
5.Волкова Г.А, Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.
6.Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. – М., 2001.
7.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Психология - М.: “Просвещение”, 1986
8.Гвоздев А.Н., Фомичева Г.А., Ушакова О.С. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
9.Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. - № 1, № 2. – 1998.
10.Глухов В.П. Методика формирования связной речи дошкольников с ОНР. – М.: АРКТИ, 2004.
11.Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. - № 4. – 1994.
12.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Флинта, 1999.
13.Грибова О.Е. Реализация принципа деятельного подхода в процессе логопедического исследования// Дефектология. – 2004. - № 2. – С. 14 – 20.
14.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
15.Детская речь / Под ред. Н.А. Рыбникова. - М.: Просвещение, 1980.
16.Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушения речи у дошкольников. – М., 1971.
17.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Наука, 2003.
18.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Новосибирск, 1975.
19.Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1981.
20.Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. - М.: Линка-Пресс, 1994.
21.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.
22.Коррекционная педагогика/Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Наука, 2001.
23.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.:, 1985.
24.Карпова С.П., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. - М.: Издательство московского университета, 1978.
25.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб., 2003.
26.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – СПб., 1999.
27.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
28.Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. – М., 1974.
29.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
30.Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: издательский центр «Академия», 2000.
31.Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975.
32.Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов/Л.с. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 1. – М.: ВЛАДОС, 2003.
33.Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин – тов/Л.с. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой – книга 5. – М.: ВЛАДОС, 2003.
34.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1988
35.Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984.
36.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
37.Непомнящая Н.И. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет. - М.: Просвещение, 1983.
38.Основы теории и практики логопедии / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1986.
39.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 2001.
40.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002.
41.Развивайте дар слова / Сост. Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 1990.
42.Развитие речи дошкольника / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: АПН СССР, 1990.
43.Репина З.А., В.И. Буйко Уроки логопедии. – Екатеринбург: издательство «Литур», 2000.
44.Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: Владос, 2003.
45.Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М.: Педагогика, 1976.
46.Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
47. Туманова Т.В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал./ под редакцией проф. Т.Б. Филичевой – М.: «Гном – пресс», 1999.
48.Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
49.Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. – 2004. - № 5. – С. 4 – 15.
50.Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. - М.: «Просвещение», 1977.
51.Филатова Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи // Дефектология. – 2003. - № 3. – С. 34 – 38.
52.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
53.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2000.
Вопрос-ответ:
Какие нарушения связной речи могут наблюдаться у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи?
У детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи могут наблюдаться такие нарушения связной речи, как деформация грамматической структуры предложения, неправильное использование связных слов и конструкций, слабое развитие навыков мотивированного рассказа и непоследовательность в изложении мыслей.
Какова классификация общего недоразвития речи?
Классификация общего недоразвития речи включает два типа нарушений: аграмматизм и алаллию. Аграмматизм характеризуется деформацией грамматической структуры предложения, а алаллия - неполным или отсутствующим развитием фонетической и грамматической сторон речи.
Какую роль играет связная речь в онтогенезе развития?
Связная речь играет важную роль в онтогенезе развития ребенка. Она помогает формировать коммуникативные навыки, развивает понимание и использование языка в социальных контекстах, способствует развитию речевого мышления и высших психических функций.
Какие цели и задачи были поставлены в констатирующем эксперименте?
В констатирующем эксперименте были поставлены следующие цели и задачи: определить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи, выявить основные нарушения в связной речи у этих детей и выработать эффективную логопедическую программу по развитию связной речи.
Как проводилось исследование испытуемых в констатирующем эксперименте?
Исследование испытуемых в констатирующем эксперименте проводилось путем анализа развития и функций связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи. Были использованы специальные методики и тесты для определения уровня развития связной речи.
Какие нарушения речи могут возникать у дошкольников с общим нарушением речи?
У дошкольников с общим нарушением речи могут возникать различные нарушения, такие как дизартрия, дисфония, дилалия, афазия и другие.
Что понимается под понятием связная речь?
Связная речь - это способность строить связные высказывания, правильно использовать логические связи между словами и фразами, а также организовывать слова в предложения.
Как развивается связная речь у дошкольных детей?
Развитие связной речи у дошкольных детей происходит поэтапно. Сначала ребенок учится строить простые предложения, затем он начинает использовать сложные предложения и правильно устанавливать связи между ними.
Какие основные нарушения связной речи могут наблюдаться у дошкольников с общим нарушением речи?
Основные нарушения связной речи у дошкольников с общим нарушением речи могут быть связаны с неправильным использованием логических связей между словами, слабым развитием навыков построения предложений, неспособностью правильно организовывать слова в тексте.
Какие цели и задачи имеет исследование по развитию связной речи у дошкольников с общим нарушением речи?
Целью исследования является выявление основных проблем и нарушений в развитии связной речи у дошкольников с общим нарушением речи. Задачами исследования является определение методик и техник развития связной речи, а также оценка эффективности логопедической работы.
Что такое общее нарушение речи у детей старшего дошкольного возраста?
Общее нарушение речи у детей старшего дошкольного возраста - это комплексное нарушение развития речи, которое включает в себя проблемы со связной речью, а также другие речевые нарушения, такие как звукопроизношение, лексико-грамматическая сторона речи и т.д.
Какие нарушения связной речи могут возникать у дошкольников с общим нарушением речи?
У дошкольников с общим нарушением речи могут возникать различные нарушения связной речи. Например, это могут быть проблемы с построением правильных предложений, непоследовательность рассказа, отсутствие логической связи между высказываниями, слабая связь между словами и фразами и т.д.