Компетенция органов местного самоуправления в хозяйственной сфере деятельности.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Муниципальное право
  • 27 27 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 24.10.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ
2.1. Состав и правовой статус муниципальных хозяйствующих субъектов
2.2. Направления реформирования муниципальных унитарных предприятий
2.3. Управление муниципальными казенными предприятиями и муниципальными учреждениями
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НЕМУНИЦИПАЛЬНЫМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ
3.1. Муниципальная промышленная политика
3.2. Взаимодействие органов местного самоуправления с крупными предприятиями
3.3. Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время в рамках реализации муниципальных программ поддержки инновационной деятельности происходит переориентация от поддержки отдельных малых предприятий на поддержку кластеров предприятий. Под кластером обычно понимается группа компаний среднего и малого размеров, объединенных вокруг крупной (материнской) компании и размещенных на одной территории. Предприятия кластера имеют возможность минимизировать затраты на внедрение инноваций за счет внутренней специализации и стандартизации.
Успехи в развитии малого предпринимательства зависят от уровня квалификации работников. В этой сфере появилась потребность в специалистах в области менеджмента, маркетинга, логистики, новых информационных технологий, инновационной деятельности. Органы местного самоуправления должны определить пути и усилить работу по повышению квалификации и деловой компетентности работников малых предприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В сфере хозяйственной деятельности органы местного самоуправления наделяются полномочиями, с одной стороны, не позволяющими вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности, а с другой - создавать условия для их развития.
Например, органы местного самоуправления не могут участвовать в учреждении биржи или являться ее членом, а также вмешиваться в деятельность работы хозяйствующих субъектов с кооперативной, государственной или частной формой собственности. Также органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.
В сфере защиты прав потребителей режим работы муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению органов местного самоуправления.
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Органы местного самоуправления в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, вправе определять места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются в том числе и органы местного самоуправления.
Вполне естественным является ограничение вмешательства органов местного самоуправления в деятельность субъектов предпринимательской деятельности, поскольку именно органы местного самоуправления в большей степени должны быть заинтересованы в процветании тех, кто живет и работает на территории муниципального образования. Поэтому в отношении органов местного самоуправления в законодательство введено немало запретов, позволяющих субъектам предпринимательской деятельности не иметь сильной зависимости от муниципальных властей.
Так, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Запрещается совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Также запрещается наделение полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции органов местного самоуправления.
Запрещается и заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к:
повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если заключение таких соглашений допускается федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993. – 25 дек. - С. 3-6.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. проф. Н.С. Бондаря. – 4-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. – 559 с.
Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебник для вузов. – М.: Юстицинформ, 2007. -470 с.
Колюшин Е.И. Муниципальное право России: курс лекций. - М. : НОРМА, 2008. - 463 с.
Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - Издательство - Система ГАРАНТ, 2005 г.
Кутафин О.Е., Фадеева В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2007. – 460 с.
Муниципальное право России: учебник для вузов / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор, ред. Н.В. Постовой. - М. : Юриспруденция , 2008. - 398 с.
Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - "Питер", 2007 г.
Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации : учебник для ВУЗов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект , 2008. - 664 с.
Приложение 1



┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌─────────────────────┐
│Экономический анализ, │ │ Управление │ │ Налоговое, ценовое, │
│ планирование и │ │ муниципальным │ │ тарифное │
│ прогнозирование │ │ имуществом │ │ регулирование │
└──────────┬───────────┘ └──────────┬───────────┘ └──────────┬──────────┘
└─────────────────┐ │ ┌─────────────────┘
┌──────────────────────┐ │ │ │ ┌─────────────────────┐
│ Инвестиционная │ ┌─┴──────┴──────┴─┐ │ Внешнеэкономическая │
│ деятельность ├───┤ Экономические ├────┤ деятельность │
└──────────────────────┘ │ функции местного│ └─────────────────────┘
┌──────────────────────┐ │ самоуправления │ ┌─────────────────────┐
│ Экономическое │ └─┬─────────────┬─┘ │ Сводное финансовое │
│ регулирование │ │ │ │планирование развития│
│ предпринимательской ├─────┘ └──────┤ территории │
│ деятельности │ │ │
└──────────────────────┘ └─────────────────────┘

Рис. Экономические функции местного самоуправления
Приложение 2


┌───────────┐
│ Функции │
└─────┬─────┘
┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐
│Утверждает устав МУП ├─┼─┤Определяет предмет, цели и задачи│
└─────────────────────────────────┘ │ │деятельности │
┌─────────────────────────────────┐ │ └─────────────────────────────────┘
│Формирует уставный фонд ├─┤ ┌─────────────────────────────────┐
└─────────────────────────────────┘ ├─┤Утверждает цены и тарифы на│
┌─────────────────────────────────┐ │ │продукцию и услуги МУП │
│Назначает по контракту и снимает│ │ └─────────────────────────────────┘
│директора, согласовывает│ │ ┌─────────────────────────────────┐
│назначение главного бухгалтера ├─┤ │Определяет порядок составления│
└─────────────────────────────────┘ │ │и утверждения показателей плана│
┌─────────────────────────────────┐ ├─┤(программы) │
│Принимает решения о проведении│ │ │финансово-хозяйственной │
│аудиторских проверок, утверждает├─┤ │деятельности │
│бухгалтерский отчет │ │ └─────────────────────────────────┘
└─────────────────────────────────┘ │ ┌─────────────────────────────────┐
┌─────────────────────────────────┐ │ │В случае реорганизации или│
│Осуществляет контроль за│ │ │ликвидации предприятия назначает│
│сохранностью и использованием├─┴─┤ликвидационную комиссию и│
│по назначению имущества МУП │ │утверждает ликвидационный баланс │
└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

Рис. Функции уполномоченного органа местного самоуправления
в отношении муниципального унитарного предприятия (МУП)



Приложение 3



┌─────────────────────────────────────┐
│ Муниципальная промышленная политика │
└──────────────────┬──────────────────┘
┌──────────────┬────────┼────────┬────────────────┐
▼ │ ▼ │ ▼
┌────────────────────────┐ │ ┌─────────────┐ │ ┌────────────────────────┐
│Подчиненность интересам │ │ │Селективность│ │ │ Прозрачность местных │
│ развития территории │ │ │ │ │ │ бюджетов │
└────────────────────────┘ ▼ └─────────────┘ ▼ └────────────────────────┘
┌──────────────────────┐ ┌──────────────────────────┐
│ Опора на взаимные │ │ Комплексность и │
│экономические интересы│ │информационное обеспечение│
└──────────────────────┘ └──────────────────────────┘

Рис. Основные принципы муниципальной промышленной политики



Приложение 4


┌────────────────────────────────────────────────┐
│Формы поддержки малого бизнеса на местном уровне│
└───────────────────────┬────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐
│Содействие объединению малых│ │ │Участие в учреждении местных│
│предприятий и фирм в│ │ │фондов поддержки малого бизнеса,│
│производственные сети├─┼─┤страховых и залоговых фондов │
│(гарантируется рынок сбыта) │ │ └─────────────────────────────────┘
└─────────────────────────────────┘ │ ┌─────────────────────────────────┐
┌─────────────────────────────────┐ │ │Организация конкурсов│
│Установление налоговых льгот ├─┼─┤бизнес-планов по решению местных│
└─────────────────────────────────┘ │ │задач с последующей выдачей│
┌─────────────────────────────────┐ │ │муниципального заказа │
│Развитие систем взаимного и├─┤ └─────────────────────────────────┘
│ипотечного кредитования │ │ ┌─────────────────────────────────┐
└─────────────────────────────────┘ │ │Создание учебно-деловых и│
┌─────────────────────────────────┐ │ │консультационных центров│
│Создание муниципальных├─┴─┤содействия малому│
│бизнес-инкубаторов │ │предпринимательству, │
└─────────────────────────────────┘ │наблюдательных советов и т.п. │
└─────────────────────────────────┘

Рис. Основные формы поддержки малого бизнеса на местном уровне




Приложение 5






Рис. Примерная схема организационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на местном уровне

Игнатюк Н.А. Муниципальное право: учебник для вузов / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин. - "Юстицинформ", 2007. – С. 247.
Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. проф. Н.С. Бондаря. – 4-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. – С. 255.
Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - Издательство - Система ГАРАНТ, 2005 г.
Кутафин О.Е., Фадеева В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2007. – С. 260.
Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - "Питер", 2007 г.
Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - Издательство - Система ГАРАНТ, 2005 г.
Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - "Питер", 2007 г.
Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. проф. Н.С. Бондаря. – 4-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. – С. 257.
Колюшин Е.И. Муниципальное право России: курс лекций. - М. : НОРМА, 2008. – С. 346.
Игнатюк Н.А. Муниципальное право: учебник для вузов / Н.А. Игнатюк, А.А. Замотаев, А.В. Павлушкин. - "Юстицинформ", 2007. – С. 251.
Колюшин Е.И. Муниципальное право России: курс лекций. - М. : НОРМА, 2008. – С. 348.
Муниципальное право России: учебник для вузов / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор, ред. Н.В. Постовой. - М. : Юриспруденция , 2008. – С. 138.
Кутафин О.Е., Фадеева В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2007. – С. 263.












4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. – 1993. – 25 дек. - С. 3-6.
2.Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.
3.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
4.Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. проф. Н.С. Бондаря. – 4-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. – 559 с.
5.Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебник для вузов. – М.: Юстицинформ, 2007. -470 с.
6.Колюшин Е.И. Муниципальное право России: курс лекций. - М. : НОРМА, 2008. - 463 с.
7.Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - Издательство - Система ГАРАНТ, 2005 г.
8.Кутафин О.Е., Фадеева В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2007. – 460 с.
9.Муниципальное право России: учебник для вузов / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор, ред. Н.В. Постовой. - М. : Юриспруденция , 2008. - 398 с.
10.Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - "Питер", 2007 г.
11.Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации : учебник для ВУЗов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект , 2008. - 664 с.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняют органы местного самоуправления в хозяйственной сфере?

Органы местного самоуправления выполняют различные функции в хозяйственной сфере, такие как регулирование экономической деятельности на территории муниципалитета, управление муниципальными хозяйствующими субъектами, управление муниципальными казенными предприятиями и учреждениями, взаимодействие с не муниципальными хозяйственными субъектами и т.д.

Какой состав и правовой статус имеют муниципальные хозяйствующие субъекты?

Муниципальные хозяйствующие субъекты состоят из различных предприятий, учреждений и организаций, которые наделены правовым статусом унитарных предприятий, казенных предприятий или учреждений местного самоуправления. Они осуществляют экономическую деятельность на территории муниципалитета и являются объектом управления органов местного самоуправления.

Какие направления реформирования муниципальных унитарных предприятий существуют?

Реформирование муниципальных унитарных предприятий может осуществляться разными способами. Одно из направлений реформирования заключается в приватизации, при которой государственная собственность на предприятии переходит в руки частных лиц или компаний. Другое направление связано с реорганизацией унитарного предприятия в акционерное общество, при котором акции предприятия могут быть проданы на фондовом рынке. Также возможны другие формы реформирования, которые зависят от конкретной ситуации и целей муниципалитета.

Как осуществляется управление муниципальными казенными предприятиями и учреждениями?

Управление муниципальными казенными предприятиями и учреждениями осуществляется органами местного самоуправления. Они определяют стратегию развития и цели этих предприятий и учреждений, назначают руководителей, контролируют их деятельность, принимают решения по вопросам, связанным с их функционированием. Также органы местного самоуправления могут предоставлять финансовую поддержку или субсидии муниципальным казенным предприятиям и учреждениям.

Какие функции выполняют органы местного самоуправления в хозяйственной сфере?

Органы местного самоуправления выполняют ряд экономических функций, включая управление муниципальными хозяйствующими субъектами, реформирование муниципальных унитарных предприятий и управление муниципальными казенными предприятиями и учреждениями.

Какой состав и правовой статус у муниципальных хозяйствующих субъектов?

Муниципальные хозяйствующие субъекты включают в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные казенные предприятия и муниципальные учреждения. Правовой статус муниципальных хозяйствующих субъектов определяется законодательством о местном самоуправлении и хозяйственной деятельности.

Какие направления реформирования муниципальных унитарных предприятий существуют?

Направления реформирования муниципальных унитарных предприятий включают приватизацию, корпоратизацию, создание холдинговых структур, аутсорсинг, реструктуризацию и диверсификацию деятельности.

Каким образом осуществляется управление муниципальными казенными предприятиями и учреждениями?

Управление муниципальными казенными предприятиями и учреждениями осуществляется органами местного самоуправления через назначение руководителей и контроль за их деятельностью. Также может быть применен механизм государственного заказа и контрактного управления.

Как осуществляется взаимодействие органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйственными субъектами?

Основные формы взаимодействия органов местного самоуправления с немуниципальными хозяйственными субъектами включают заключение договоров, предоставление земельных участков и инфраструктуры, оказание финансовой и организационной поддержки, а также проведение совместных мероприятий и проектов.

Какие функции выполняют органы местного самоуправления в хозяйственной сфере деятельности?

Органы местного самоуправления выполняют следующие функции в хозяйственной сфере деятельности: регулирование экономической деятельности субъектов местной экономики, разработка и реализация региональной экономической политики, создание и поддержка благоприятных условий для развития предпринимательства, управление муниципальными хозяйствующими субъектами.