Особенности общения детей дошкольного возраста в различных социо-культурных средах(кабардинцы,балкарцы,русские)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этнопсихология
  • 32 32 страницы
  • 83 + 83 источника
  • Добавлена 23.09.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1. Общение у дошкольников
1.1. Общение детей со взрослыми
1.2. Общение детей со сверстниками
2. Особенности социо - культурной среды кабардинцев, балкарцев и русских
2.1. Этнические традиции отношений в семье и общения с детьми
2.2. Специфика общения детей с представителями иных культур
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

В сравнении с этим, кабардинский мальчик может не проявить должного послушания в процессе общения со старшей женщиной, если та не является его матерью [29, с. 71]. Это обусловлено традиционными нормами поведения, когда мужчина считался старше женщины вне зависимости от возраста. В связи с этим, у воспитательницы детского сада иной культуры в процессе общения с кабардинским мальчиком может возникнуть ряд проблем по причине его непослушная и противодействия. В противовес мальчику кабардинская девочка будет выполнять все указания беспрекословно, так как ее установки на принципы старшинства не нарушены.
Возникают проблемы общения и в процессе выстраивания общения взрослого с балкарским ребенком, который, не смотря на воспитание почтительности к старшим, так же может проявить непонимание в случае расхождения его культурных установок с действительностью. Особо серьезную проблему на уровне детского сада в данном контексте представляет организация совместной деятельности детей.
Коллективная игра или творческая деятельность в процессе организации выявляет ряд противоречий, и дети не могут придти к единому мнению о том, как, кому и с кем нужно взаимодействовать и нужно ли взаимодействовать. Попытки педагога привести детей к порядку могут не возыметь успеха.
Однако, дошкольники, невзирая на свои культурные различия и определенные проблемы, возникающие в процессе общения, как со сверстниками, так и взрослыми, достаточно быстро адаптируются к ситуации необходимости двойственности общения. В процессе вынужденного взаимодействия друг с другом они усваивают нормы и правила культуры противоположной стороны, по результатам вырабатывая и тактику общения с ней на взаимовыгодных условиях.
Таким образом, общение детей дошкольного возраста в различных социо-культурных средах сопряжено с рядом трудностей, являющихся следствием отличий в воспитании и усвоенных в семье норм и правил общения с окружающими людьми. Тем не менее ситуация является преодолимой в случае взаимодействия детей из разных культур в одной группе.
Заключение

Таким образом, в соответствие с результатами теоретического анализа, можно сделать ряд основополагающих выводов, по проблеме, выдвинутой в работе.
1. Общение – основополагающий фактор развития ребенка в социуме. Именно посредством общения осуществляются все необходимые коммуникации в жизни каждой личности. Решающим фактором становления коммуникативной деятельности ребенка следует считать, как было отмечено выше, его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, достигнутого ребенком на данном этапе развития. Фактически, общение является той составляющей, благодаря которой человек становится человеком.
2. Общение ребенка формируется при помощи контактов с родственниками и другими взрослыми, а так же в процессе общения со сверстниками.
3. Общение со взрослыми становится той основополагающей составляющей, благодаря которой происходит социализация ребенка, благодаря которой он усваивает нормы, правила поведения, специфику окружающего мира и особенности выстраивания социальных отношений в соответствие с его возрастом, половой и социальной принадлежностью
4. Общение со сверстниками возникает у дошкольников не сразу и проходит в своем развитии несколько этапов, представляющих собой процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности ребенка. Общение со сверстниками может быть представлено различными формами в зависимости от его специфики и потребности ребенка.
5. Современная Россия является государством многонациональным, в связи с чем общение ее граждан между собой выстраивается не только в соответствие с демократическими нормами правового государства, но так же и исходя из существующих традиций множества народностей. Одним из регионов, в котором проживающее население не ограничено одной национальностью и имеет на своей территории народности с различными культурными традициями и мировоззрениями, является Кабардино-Балкария. На данной территории проживет множество национальностей, преобладающими среди которых являются кабардинцы, балкарцы и русские.
6. Этнокультурные традиции данных нардов в значительной мере отличаются друг от друга, хотя и имеют в своей структуре ряд схожих черт. В частности, как у кабардинцев, так и у балкарцев присутствует выраженный патриархальный строй, согласно нормам которого младшие члены семьи вынуждены беспрекословно подчиняться старшим. У них выражен культ почитания отца и старшего в роду, что обуславливает специфику их общения внутри семьи и на уровне социального взаимодействия.
7. Культурные традиции, усвоенные ребенком внутри семьи, переносятся на окружающую действительность. В связи с данной особенностью взаимодействие дошкольников различных национальностей сопряжено с рядом трудностей, касающихся сложности восприятия коммуникативных норм и правил оппонента.
8. В условиях специально организованной педагогической среды дошкольникам удается успешно преодолевать культурные барьеры в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Преодоление же барьеров способствует развитию толерантности, терпимости и стабилизации отношений между представителями различных национальностей.






Литература

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М.: Наука, 1989.- 448 с.
Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М.: Наука, 1971. —356 с.
Алексеева Е. П. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа. -М.: АО «Бриз»,1993. - 85 с
Асанов Ю.Н, Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Генезис и проблемы топологии. -Нальчик: Эльбрус, 1990. - 119 с
Аутлев М., Зевакин Е., Хоретлев А. Адыги. -Майкоп, 1957.-136 с.
Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания//Избр. психол. тр.: В 2 т.- М., 1980. - Т.2. – 416 с.
Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Наука, 1968. - 442 с.
Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Мысль, 1989. - 215 с.
Бабич И.Л., Степанов В.В. Историческая динамика этнической карты Кабардино-Балкарии. 1860-1990-е годы /Отв. Ред. Н.А.Лопуленко. – М.: ИЭА РАН, 2009. - 108 с.
Балановская Е.В., Балановский О.П. Русский генофонд на русской равнине. – М.: Луч - 2007. - 416 с.
Бекалдиев М.Д. История Кабардино-Балкарии: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учебных заведений. – Нальчик: «Эльбрус», 2003. - 384 с.
Баскаков Н.А. Тюркские языки. М: Издательство политической литературы, 1960. — 242 с.
Бетрозов Р.Ж Происхождение и этнокультурные связи адыгов. — Нальчик: Нарт, 1991. - 165 с.
Бодалев А.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогическое исследование проблемы общения школьников//Советская педагогика. - 1979. - №5. - С. 138-140
Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Наука, 1995. - 328 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Москва-Воронеж, 1995. - 352 с.
Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/Под ред. Н.М.Щелованова, Н.М. Аксариной. - М.: Наука, 1960. - 346 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. сочинений в 6 т. - М.: Педагогика - 1996. - 416 с.
Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.:НГУ, 1983. - 19 с.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР: Сб. статей/Ред. колл. Б.Г.Ананьев и др. - М., 1959. - Т. 1. - С. 441 – 469
Годовикова Д.Б. Развитие мотивов общения со сверстниками//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Наука, 1989. - С. 99 – 121
Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М.: Мысль, 1980. - 104 с.
Елагина М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества с взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М, 1977. - 16 с.
Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор / ред. Коллегия: С.А.Арутюнов, М.Д.Каракетов и др. М.: АСТ, 2001. - 432 с.
Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск, 1984. - 106 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Что такое педагогическое общение//Дошкольное воспитание. - 1985. - №6. - С. 39 – 43
Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.- М., 1975. - 23 с.
Котырло В.К. Пути изучения у дошкольников эмоционального отношения к другим людям//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье//Под ред. В.К. Котырло. - М.: Наука, 1987. - С.8-22
Кудаев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. – Нальчик: Эльбрус, 1991. 191 с.
Ладывир С.А. Формирование у дошкольников эмоциональной отзывчивости к членам семьи//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье//Под ред. В.К. Котырло. - М.: Наука, 1987. - С. 113. -139
Леонтьев А.А. Психолингвистика. – Л.: Наука, 1967. - 118 с.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Наука, 1969. - 214 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974. - 219 с.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Наука, 1979. - 47 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 1981. - 584 с.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры//Избр. психол. произв.: В 2 т.- М.: Наука, 1983. - Т.1. – 386 с.
Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника//Дошкольное воспитание. - 1994. - №3. - С.4 – 7
Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1974. - 36 с.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Наука, 1986. - 143 с.
Лисина М.И., Рузская А.Г., Смирнова Е.О. Развитие общения дошкольников со сверстниками//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Наука, 1989. - С. 144 – 165
Лисина М.И., Шерьязданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. - Алма-Ата, 1989. - 76 с.
Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.:Наука, 1975. - 253 с.
Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. - Нальчик, 2002. - С.240-242.
Мещерякова С.Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1979. - 16 с.
Морева Г.И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1985. - 19 с.
Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты//Психологический журнал. — 1993. — Т.14. — №1. - С.18-32
Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Наука, 1975. - 240 с.
Основы дошкольной педагогики/(А.В.Запорожец, Т.А.Маркова, Л.А.Венгер); под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М.: Мысль, 1980. - 271 с.
Павлова О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – М.: МОСУ, 2007. - 97 с.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Спб.: Питер, 1997. - 250 с.
Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. - М.: Наука, 1974. - 288 с.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под. ред.. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. - М.: Наука, 1986. - 172 с.
Рейнстейн А.Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982. - 21 с.
Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: Задачи и методы исследования//Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. Т.А.Репиной. - М.: Наука, 1978. - С.50-40
Репина Т.А., Бухтиарова Л.П. Успешность в деятельности и ее влияние на позицию и положение ребенка-дошкольника в группе сверстников//Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. Т.А.Репиной. - М.: Мысль, 1978. - С. 169-180
Репина Т.А., Гостюхина О.М. Влияние самостоятельных игровых объединений на развитие справедливости в отношениях дошкольников//Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т.А.Репиной. — М.: Смысл, 1987. - С.43-70
Репина Т.А., Гостюхина О.М. Социально-психологические особенности самостоятельных детских игровых объединений//Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т.А.Репиной. — М.: Наука, 1987. - С.13-42
Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Наука, 1988. - 230 с.
Репина Т.А., Арутюнова Л.А. Общение и взаимодействие ребенка в семье//Общение детей в детском саду и семье/Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. - М.: Издательство педагогической литературы, 1990. - С.7-33
Репина Т.А., Башлакова Л.И. Общение воспитателя со старшими дошкольниками и его влияние на характер детских отношений//Общение детей в детском саду и семье/Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. - М.: Наука, 1990. - С.34-55
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Наука, 1973. - 424 с.
Рузская А.Г., Ганошенко Н.И. Развитие потребности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Мысль, 1989. - С. 74 – 98
Смирнова Е.О., Ветрова В.В. Развитие средств общения дошкольников со сверстниками//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М.: Наука, 1989. - С. 122 – 144.
Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 1981. - 20 с.
Смирнова Я. С. Семья и семейный быт накануне установления Советской власти // Культура и быт нардов Северного Кавказа (1917-1967 гг.) / под ред. В. К. Гарданова. - М.: Наука, 1968. – 416 с.
Стеркина Р.Б., Волокитина Т.Ф. Особенности операционального взаимодействия дошкольников в процессе продуктивной деятельности//Общение детей в детском саду и семье/Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. - М.: Наука, 1990. - С.110-119.
Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. - М.: Мысль, 1979 - 142 с.
Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения//Вопросы психологии. - 1981 - №2. - С.68 – 78
Тищенко С.П. Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоций ребенка//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В.К. Котырло. - М.: Наука, 1987. - С.92-112.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: АСТ, 1995. - 291 с.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Наука, 1976. - 96 с.
Хацукова М.М.Духовная вселенная адыгов. – Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2004. - 440 с.
Хомский Н. Язык и мышление/Под ред. В.В.Раскина. - М.: Мысль, 1972. - 122 с.
Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности//Проблема общения в психологии/Отв. ред. Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1981. - С. 148 – 167.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С. 6 – 21
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - Москва-Воронеж, 1995. - 416 с.












2

Литература

1.Алексеев В.П., Происхождение народов Кавказа. Краниологическое исследование. М.: Наука, 1974. - 254 с.
2.Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М.: Наука, 1989.- 448 с.
3. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М.: Наука, 1971. —356 с.
4.Алексеева Е. П. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа. -М.: АО «Бриз»,1993. - 85 с
5.Анфимов Н.В. Древнее золото Кубани. — Краснодарское издательство, 1987. 232 с.
6.Асанов Ю.Н, Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом. Генезис и проблемы топологии. -Нальчик: Эльбрус, 1990. 119 с
7.Аутлев М., Зевакин Е., Хоретлев А. Адыги. -Майкоп, 1957.-136 с.
8.Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания//Избр. психол. тр.: В 2 т.- М., 1980. - Т.2. - С.103 – 12
9.Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968. - 442 с.
10.Ахутина Т.В. (Рябова). Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М., 1989. - 215 с.
11.Балановская Е.В., Балановский О.П. Русский генофонд на русской равнине. ООО «Луч». Москва. - 2007. -416 с.
12.Баскаков Н.А. Тюркские языки. М, 1960. — 242 с.
13.Бермишева М., Тамбетс К., Виллемс Р.и др. Разнообразие гаплогрупп митохондриальной ДНК у народов Волго-Уральского региона России // Молекулярная биология. 2002. - Т. 36. - № 6. — С. 990-1001.
14.Бермишева М.А., Кутуев И.А., Спицын В.А., Виллемс Р., Батырова А.З., Коршунова Т.Ю., Хуснутдинова Э.К. Анализ разнообразия митохондриальной ДНК в популяции ороков // Генетика. 2005. Т.41. С.78-84
15.Бетрозов Р.Ж Происхождение и этнокультурные связи адыгов. — Нальчик: Нарт, 1991. 165 с.
16.Бодалев А.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогическое исследование проблемы общения школьников//Советская педагогика. - 1979. - №5. - С. 138-140
17.Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1995. - 328 с.
18.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Москва-Воронеж, 1995. - 352 с.
19.Булаева К.Б., Павлова Т.А. и др. Генетико-демографическое исследование горских популяций Дагестана и мигрантов из них на равнину. Изучение генетической и брачной структуры // Генетика. — 1995. Т. 35. — № 8. - С. 1154-1162.
20.Булаева К.Б., Павлова Т. А., Булаев О. А. Генетический полиморфизм в трех популяциях коренных народов Дагестана // Генетика. 1997. - Т. 33. - № 10. - С. 1395-1405.
21.Булаева К.Б., Давудов О.М., Павлова Т.А. и др. Генетическая подразделенность этнических популяций Дагестана // Генетика. 2003. -Т. 39. -№ 1.-С. 83-92.
22.Булаева К.Б., Жорде JL, Остлер К., Булаева О.А., Павлова Т.А., Харпендинг Г. STR полиморфизм в популяциях коренных народов Дагестана// Генетика. 2004. - Том. 40. - С. 1-13
23.Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/Под ред. Н.М.Щелованова, Н.М. Аксариной. - М., 1960. - 346 с.
24.Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. сочинений в 6 т. - М. - 1996. - 416 с.
25.Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1983. - 19 с.
26.Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР: Сб. статей/Ред. колл. Б.Г.Ананьев и др. - М., 1959. - Т. 1. - С. 441 – 469
27.Гаджиев А.Г. Древнее население Дагестана. М.: Наука, 1975. -128 с.
28.Генофонд и геногеография народонаселения. / Под ред. Ю.Г.Рычкова: Том I. Генофонд населения России и сопредельных стран. СПб: Наука, 2000. - 611 с.
29.Годовикова Д.Б. Развитие мотивов общения со сверстниками//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989. - С. 99 – 121
30.Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 1980. - 104 с.
31.Елагина М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества с взрослыми у детей раннего возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М, 1977. - 16 с.
32.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск, 1984. - 106 с.
33.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Что такое педагогическое общение//Дошкольное воспитание. - 1985. - №6. - С. 39 – 43
34.Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.- М., 1975. - 23 с.
35.Котырло В.К. Пути изучения у дошкольников эмоционального отношения к другим людям//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье//Под ред. В.К. Котырло. - М., 1987. - С.8-22
36.Ладывир С.А. Формирование у дошкольников эмоциональной отзывчивости к членам семьи//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье//Под ред. В.К. Котырло. - М., 1987. - С. 113. -139
37.Леонтьев А.А. Психолингвистика. - Л, 1967. - 118 с.
38.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969. - 214 с.
39.Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974. - 219 с.
40.Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979. - 47 с.
41.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. - 584 с.
42.Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры//Избр. психол. произв.: В 2 т.- М., 1983. - Т.1. - С.303-324
43.Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника//Дошкольное воспитание. - 1994. - №3. - С.4 – 7
44.Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1974. - 36 с.
45.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. - 143 с.
46.Лисина М.И., Рузская А.Г., Смирнова Е.О. Развитие общения дошкольников со сверстниками//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989. - С. 144 – 165
47.Лисина М.И., Шерьязданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. - Алма-Ата, 1989. - 76 с.
48.Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1975. - 253 с.
49.Мещерякова С.Ю. Психологический анализ «комплекса оживле¬ния» у младенцев: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1979. - 16 с.
50.Морева Г.И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1985. - 19 с.
51.Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты//Психологический журнал. — 1993. — Т.14. — №1. - С.18-32
52.Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975. - 240 с.
53.Основы дошкольной педагогики/(А.В.Запорожец, Т.А.Маркова, Л.А.Венгер); под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. - М., 1980. - 271 с.
54.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Спб., 1997. - 250 с.
55.Развитие общения у дошкольников/Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. - М., 1974. - 288 с.
56.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под. ред.. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. - М., 1986. - 172 с.
57.Рейнстейн А.Э. Роль взрослого и сверстника в развитии речи дошкольников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1982. - 21 с.
58.Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: Задачи и методы исследования//Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1978. - С.50-40
59.Репина Т.А., Бухтиарова Л.П. Успешность в деятельности и ее влияние на позицию и положение ребенка-дошкольника в группе сверстников//Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1978. - С. 169-180
60.Репина Т.А., Гостюхина О.М. Влияние самостоятельных игровых объединений на развитие справедливости в отношениях дошкольников//Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т.А.Репиной. — М., 1987. - С.43-70
61.Репина Т.А., Гостюхина О.М. Социально-психологические особенности самостоятельных детских игровых объединений//Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т.А.Репиной. — М., 1987. - С.13-42
62.Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988. - 230 с.
63.Репина Т.А., Арутюнова Л.А. Общение и взаимодействие ребенка в семье//Общение детей в детском саду и семье/Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. - М., 1990. - С.7-33
64.Репина Т.А., Башлакова Л.И. Общение воспитателя со старшими дошкольниками и его влияние на характер детских отношений//Общение детей в детском саду и семье/Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. - М., 1990. - С.34-55
65.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - 424 с.
66.Рузская А.Г., Ганошенко Н.И. Развитие потребности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989. - С. 74 – 98
67.Смирнова Е.О., Ветрова В.В. Развитие средств общения дошкольников со сверстниками//Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989. - С. 122 – 144
68.Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 1981. - 20 с.
69.Стеркина Р.Б., Волокитина Т.Ф. Особенности операционального взаимодействия дошкольников в процессе продуктивной деятельности//Общение детей в детском саду и семье/Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стеркиной. - М., 1990. - С.110-119
70.Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. - М., 1979 - 142 с.
71.Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения//Вопросы психологии. - 1981 - №2. - С.68 – 78
72.Тищенко С.П. Влияние оценочных характеристик родителей на формиро¬вание эмоций ребенка//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред. В.К. Котырло. - М., 1987. - С.92-112
73.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. - 291 с.
74.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976. - 96 с.
75.Хитринская И.Ю., Степанов В.А., Пузырев В.П. и др. Генетическая дифференциация населения Средней Азии по данным аутосомных маркеров // Генетика. 2003. - Т. 39. - № 10. - С. 1389-1397.
76.Хомский Н. Язык и мышление/Под ред. В.В.Раскина. - М., 1972. - 122 с.
77.Хусаинова Р.И., Ахметова B.JL, Кутуев И.А. и др. Генетическая струтура народов Волго-Уральского региона и Средней Азии по данным /«-полиморфизма // Генетика. 2004. - Т. - № 4. - С. 552-559.
78.Хуснутдинова Э.К., Викторова Т.В., Ахметова B.JI. и др. Популяционно-генетическая структура чувашей (по данным о восьми ДНК-локусах ядерного генома) // Генетика. 2003. — Т. 39. — №11.-С. 1550-1563.
79.Хуснутдинова Э.К., Кутуев И. А., Хусаинова Р.И. и др. Этногеномика и филогенетические взаимоотношения народов Евразии// Вестник ВОГИС. 2006. Т. 10. №1. С.24-40.
80.Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности//Проблема общения в психологии/Отв. ред. Б.Ф. Ломов. - М., 1981. - С. 148 – 167
81.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С. 6 – 21
82.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - Москва-Во¬ронеж, 1995. - 416 с.
83.Юнусбаев Б. Б. Популяционно-генетическое исследование народов Дагестана по данным о полиморфизме Y-хромосомы и alu-инсерций. Автореф.канд. биол. наук. Уфа, 2006, 24 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности общения детей дошкольного возраста можно выделить в различных социокультурных средах (кабардинцы, балкарцы, русские)?

В различных социокультурных средах наблюдаются различия в проявлении общения у детей дошкольного возраста. Кабардинские дети в сравнении с балкарскими и русскими детьми могут проявлять большую послушность в процессе общения, что связано с этническими традициями и отношениями в семье. Балкарцы и русские дети, напротив, могут быть более активными и самостоятельными в коммуникации со взрослыми и сверстниками.

Как происходит общение детей дошкольного возраста со взрослыми в разных социокультурных средах?

Общение детей дошкольного возраста со взрослыми может различаться в разных социокультурных средах. Например, кабардинские дети могут проявлять большую послушность и уважение к взрослым, следуя этническим традициям и нормам, в то время как балкарцы и русские дети могут быть более свободными и самостоятельными в общении.

Как происходит общение детей дошкольного возраста со сверстниками в разных социокультурных средах?

В разных социокультурных средах наблюдаются различия в общении детей дошкольного возраста со сверстниками. Кабардинские дети могут проявлять большую склонность к коллективному общению и сотрудничеству, в то время как балкарцы и русские дети могут быть более индивидуалистичными и конкурентными в коммуникации со сверстниками.

Какие особенности социокультурной среды кабардинцев, балкарцев и русских могут повлиять на общение детей дошкольного возраста?

Особенности социокультурной среды кабардинцев, балкарцев и русских могут оказать влияние на общение детей дошкольного возраста. Например, в кабардинской среде семейные традиции и отношения между членами семьи могут способствовать более послушному и уважительному отношению детей к взрослым и сверстникам. В балкарской и русской средах дети могут быть более самостоятельными и активными в общении, что связано с индивидуалистическими особенностями культуры и воспитания.

Какие особенности общения детей дошкольного возраста в различных социокультурных средах можно выделить?

В различных социокультурных средах можно выделить различия в стиле общения детей дошкольного возраста. Например, кабардинские дети могут проявлять большее послушание и уважение к взрослым, в то время как балкарцы и русские дети могут быть более самостоятельными и свободными в выражении своих мыслей и желаний.

Как происходит общение детей дошкольного возраста со взрослыми?

Общение детей дошкольного возраста со взрослыми зависит от социокультурной среды. Например, кабардинские дети могут проявлять большую покорность и уважение к взрослым, тогда как у балкарцев и русских детей может быть более свободное и непосредственное общение с взрослыми.

Какие особенности социокультурной среды у кабардинцев, балкарцев и русских можно выделить?

У кабардинцев, балкарцев и русских есть различия в этнических традициях отношений в семье и общения с детьми. Например, кабардинские семьи могут уделять большое внимание послушанию у детей, тогда как в балкарских и русских семьях может быть больше свободы и самостоятельности у детей.

Какие особенности социокультурной среды у кабардинцев могут повлиять на общение детей дошкольного возраста?

Социокультурная среда у кабардинцев может повлиять на общение детей дошкольного возраста таким образом, что дети будут проявлять большее послушание и уважение к взрослым, чем в других социокультурных средах.

Какие особенности общения детей дошкольного возраста с представителями иных культур можно выделить?

Общение детей дошкольного возраста с представителями иных культур может иметь свои особенности, так как различные культуры имеют разные ценности и нормы. Например, в сравнении с русскими детьми, кабардинский мальчик может быть менее послушным и проявлять большую самостоятельность в процессе общения.

Какие особенности общения детей дошкольного возраста в социокультурной среде кабардинцев, балкарцев и русских?

В социокультурной среде кабардинцев, балкарцев и русских наблюдаются различия в подходе к общению детей дошкольного возраста. Например, кабардинцы и балкарцы полагают большое значение на слушание и подчинение взрослым. В сравнении с этим, русские могут быть более свободными в общении с детьми.

Какие особенности социокультурной среды кабардинцев, балкарцев и русских влияют на общение детей со сверстниками?

Влияние социокультурной среды на общение детей дошкольного возраста с их сверстниками зависит от традиций и ценностей каждой культуры. В кабардинской и балкарской культурах акцент делается на уважении к старшим и соблюдении иерархии. Русская культура может быть менее иерархичной и больше поддерживать свободное общение между детьми.

Какие специфические особенности могут быть в общении детей с представителями других культур?

В общении детей дошкольного возраста с представителями других культур могут возникнуть некоторые трудности из-за различий в ценностях и традициях. Например, если кабардинский мальчик не проявляет должного послушания в общении с представителями другой культуры, это может вызвать непонимание и негативные реакции. Важно принимать во внимание различия и поощрять взаимопонимание и уважение к культурным различиям.