Развитие творческих способностей детей 5-го года жизни

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 36 36 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 25.01.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Театрально-игровая деятельность детей
1.1. Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
1.2. Диагностика развития творческих способностей
1.3. Диагностика творческих способностей детей
Глава 2. Пути и средства руководства театрально-игровой деятельности
2.1. Организация театрально-игровой деятельности в детском саду
2.2. Самостоятельная игровая деятельность детей
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Предметно-развивающая среда стимулирует интерес к общению с книгой.
Второй этап.
Развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом выступают образно-игровые этюды. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия всех типов, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д. Предметно-развивающая среда обеспечивает самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
Третий этап.
Творчество ребенка в речевой, игровой и др. видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», артист», «сценарист-режиссер», оформитель-костюмер» на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиш, изготовление приглашений), в совместной деятельности воспитателей и детей. В старшей группе целесообразна углубленная работа по развитию речевого творчества. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.
Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.
Таким образом, все рассмотренные программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.
2.2. Самостоятельная игровая деятельность детей
Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Известный детский врач и педагог Е.А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином», а психолог С.Л. Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра — это показатель его зрелости и культуры.
Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Причин этого явления много. В детском саду воспитатели излишне увлечены различными формами обучения и используют игру лишь как «довесок» к дидактическому процессу получения знаний (Концепция дошкольного воспитания). Нынешние родители чаще всего не умеют играть с детьми или просто не хотят, объясняя это отсутствием времени и желания (по итогам анкетирования). Кроме того, исчезли неформальные дворовые игровые объединения, в которые входили дети разных возрастов и где происходила естественная передача игровых традиций.
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений
В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться в форме игры.
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых, и освоить различные действия, с которыми надлежит познакомиться ребенку. Игра как форма организации детской жизни, важна тем, что служит психологии ребенка и его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда); технические (транспортные, конструкторы, технические агрегаты); игрушки-«орудия труда» (совочек, сачок, молоток, отвертка, щетка, игрушки имитирующие простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы; театральные, музыкальны, спортивные игрушки для детей всех возрастов.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.
Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье,
Показывают, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Чтобы ответить на этот вопрос, в каком возрасте какая игрушка нужна ребенку, воспитатель должен отчетливо представлять себе особенности игры детей в различные возрастные периоды, поскольку в каждой из них игра претерпевает качественные изменения. Эти изменения хорошо проявляются при сравнении игр детей в раннем и дошкольном возрасте.
Содержание игровой деятельности детей раннего возраста составляют различные действия с предметами, игрушками и их заменителями. В дошкольном детстве игровые действия – это действия общения. Именно в раннем детстве подготавливается деятельностная основа для перехода к игре нового качества – сюжетно-ролевой и ролевой. Предметно-игровая деятельность в раннем детстве не является однородной. Накапливая опыт действий с различными предметами, ребенок в результате общения с окружающими взрослыми людьми знакомится и с явлениями окружающей жизни, и это существенно меняет предметно-смысловое содержание и его игровых действий.
Ребенку – 1-го года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками – ознакомительная игра. Игрушки для детей этого возраста должны быть интересными, радующими их, и вместе с тем простыми, удобными, безопасными.
В конце 1-го года, начале 2- года жизни ребенок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он отображает то, чему научился, подражая взрослым.






Заключение
Задача воспитательной работы – забота о нравственном воспитании детей, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии способностей, эстетических дарований. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в группе для развития духовно-богатой, творчески-мыслящей личности, выявлению и развитию способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Одним из путей оптимизации воспитательного процесса и полноценного развития личности ребенка является организация театрально-игровой деятельности.
Тетрально-игровая деятельность - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Список использованных источников и литературы

Материалы научных конференций:
Эльконин Б. Д.. Эльконинова Л. Метод изучения предметного действия как творческого акта // Творчество и педагогика: Материалы научно-практической конференции. М., 2003.

Литература:
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001.
Коссановская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. – М.: Просвещение, 1999.
Коссановская Е.А. Ребенку купили игрушку. - М.: Просвещение, 1997.
Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
Палагина Н. Н., Ахромеева Л. В. Ребенок в раннем и дошкольном детстве. Фрунзе, 2002.
Пиаже Ж. Развитие мышления // Избр. психол. труды. М., 2003
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1996.
Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1993.
Хинькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. - М.: Педагогика, 1999.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1998.

Периодические издания:
Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие личности на ранних этапах детства // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская.  М., 1990.
Брунер Дж. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. 1997. № 1.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики.  М., 1972.
Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под реб. В.В. Давыдова, И.В.Дубровиной. М.: Б.и., 2000.





Эльконин Б. Д.. Эльконинова Л. Метод изучения предметного действия как творческого акта // Творчество и педагогика: Материалы научно-практической конференции. М., 2003.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. С. 15.
Там же. С. 45.
Брунер Дж. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. 1997. № 1.
Брунер Дж. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. 1997. № 1.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики.  М., 1972.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики.  М., 1972.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1996. С. 29.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1996. С. 37.
Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под реб. В.В. Давыдова, И.В.Дубровиной. М.: Б.и., 2000.
Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под реб. В.В. Давыдова, И.В.Дубровиной. М.: Б.и., 2000.
Там же.
Брунер Дж. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. 1997. № 1.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики.  М., 1972.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1998. С.50.
Там же. С.51.
Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1998. С. 53.
Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие личности на ранних этапах детства // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская.  М., 1990.
Там же.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. С. 70.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. С. 73.
Там же. С. 74.
Палагина Н. Н., Ахромеева Л. В. Ребенок в раннем и дошкольном детстве. Фрунзе, 2002. С. 39.
Палагина Н. Н., Ахромеева Л. В. Ребенок в раннем и дошкольном детстве. Фрунзе, 2002. С. 42.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1996. С. 81.
Палагина Н. Н., Ахромеева Л. В. Ребенок в раннем и дошкольном детстве. Фрунзе, 2002. С. 44.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1996. С. 72.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. С. 45.
Там же. С. 46.
Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие личности на ранних этапах детства // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская.  М., 1990.
Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие личности на ранних этапах детства // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская.  М., 1990.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. С. 53.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. С. 61.
Брунер Дж. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. 1997. № 1.
Там же.
Брунер Дж. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. 1997. № 1.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики.  М., 1972.
Брунер Дж. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. 1997. № 1.
Там же.
Коссановская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. – М.: Просвещение, 1999. С. 33.
Палагина Н. Н., Ахромеева Л. В. Ребенок в раннем и дошкольном детстве. Фрунзе, 2002. С. 83.
Коссановская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. – М.: Просвещение, 1999. С. 34.
Хинькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. - М.: Педагогика, 1999. С.24.
Коссановская Е.А. Ребенку купили игрушку. - М.: Просвещение, 1997. С. 40.
Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1993. С. 31.













2



1. Последовательное знакомство детей с различными видами театра
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества
3. Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения образа в сказках




1. Инсценировка песен
2. Театральные этюды
3. Развлечения
4. Фольклорные праздники
5. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления

1. Создание театрального коллектива
2. Изготовление декораций, ширмы
3. Приобретение кукол для театра
4. Организация оркестра.

1. Индивидуальные беседы с родителями
2. Консультации для воспитателей
3. Сотрудничество с городским театром кукол, с ТЮЗом, со школой


1. Работа с программой Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович «Театр – творчество – дети»
2. Поиск высокохудожественных музыкальных произведений для аранжировки театральных представлений
3. Изучение русских народных игр

Диагностика развития артистических способностей детей

Изготовление элементов декораций

Изготовление элементов
костюмов


Театрализованная
деятельность

Изготовление мягких кукол теневого театра, театра из коробок

Изготовление элементар-ных декоративных укра-шений (бусы, кулоны, жабо и пр.)

Знакомство с литературными произведениями

Работа над звуковой культурой речи (дикция, артикуляция)

Театрализованная деятельность

Использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания

Этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью)

Инсценирование художественных произведения (стихи, небольшие рассказы, сказки)

Рисование персонажей, сюжетов по просмотренным спектаклям

Изготовление афиш

Изготовление театра игрушек (театр картинки на руке; для фланелеграфа)

Театрализованная
деятельность

Изготовление элементов костюмов, декораций

Использование в театрализованной деятельности игрушек народных промыслов


Рисование пригласительных билетов

Дети

Родители

Воспитатели

Музыкальный
руководитель

Режиссер

Детские театры

Музеи кукол

Комплексные занятия

Совместные спектакли

Преподаватель изобразительной деятельности

Воспитатель по физической культуре


Психолог

Список использованных источников и литературы

Материалы научных конференций:
1.Эльконин Б. Д.. Эльконинова Л. Метод изучения предметного действия как творческого акта // Творчество и педагогика: Материалы научно-практической конференции. М., 2003.

Литература:
2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
3.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001.
4.Коссановская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. – М.: Просвещение, 1999.
5.Коссановская Е.А. Ребенку купили игрушку. - М.: Просвещение, 1997.
6.Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
7.Палагина Н. Н., Ахромеева Л. В. Ребенок в раннем и дошкольном детстве. Фрунзе, 2002.
8.Пиаже Ж. Развитие мышления // Избр. психол. труды. М., 2003
9.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1996.
10.Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1993.
11.Хинькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. - М.: Педагогика, 1999.
12.Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1998.

Периодические издания:
13.Авдеева Н. Н., Елагина М. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие личности на ранних этапах детства // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова-Славская. М., 1990.
14.Брунер Дж. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. 1997. № 1.
15.Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. М., 1972.
16.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте: Сб. научн. тр. / Под реб. В.В. Давыдова, И.В.Дубровиной. М.: Б.и., 2000.

Вопрос-ответ:

Как разносторонне развиваются дети дошкольного возраста в театрализованной деятельности?

В театрализованной деятельности дети дошкольного возраста развиваются разносторонне: они учатся проявлять творческие способности и фантазию, развивают память и воображение, улучшают моторику и ритмичность движений, развивают коммуникативные навыки и социализацию.

Как проводится диагностика развития творческих способностей?

Диагностика развития творческих способностей проводится с помощью наблюдения, анализа детских проявлений и игровых ситуаций. Она включает оценку уровня развития фантазии, воображения, эмоциональной отзывчивости, художественного вкуса и творческого мышления.

Как организуется театрально-игровая деятельность в детском саду?

Театрально-игровая деятельность в детском саду организуется с помощью специально созданных игровых ситуаций, ролевых игр, постановки маленьких спектаклей. Дети учатся играть разные роли, развивают навыки взаимодействия, общения, а также получают основы актерского мастерства.

Как проводится самостоятельная игровая деятельность детей?

Самостоятельная игровая деятельность детей осуществляется через свободную игру и создание своих собственных спектаклей или ролевых игр. Дети могут использовать разные предметы и материалы для создания своего театра, а также самостоятельно придумывать сюжеты и роли.

Какие источники были использованы при написании статьи?

При написании статьи были использованы различные источники, включая научные статьи, книги и публикации, посвященные развитию творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности.

Как развиваются творческие способности детей в возрасте 5 лет?

Развитие творческих способностей детей в 5 лет происходит в основном через театрально-игровую деятельность. Она способствует развитию воображения, эмоциональности, актерским навыкам и позволяет ребенку выразить себя творчески.

Как проводится диагностика развития творческих способностей у детей?

Для диагностики творческих способностей детей используются различные методики и тесты, например, исследование воображения, способности к имитации и воплощению ролей, анализ спонтанного и структурированного творчества. Результаты помогают определить уровень развития творческих способностей у ребенка и выбрать подходящие методы развития.

Как организовать театрально-игровую деятельность в детском саду?

Организация театрально-игровой деятельности в детском саду включает в себя создание специальных пространств, костюмов и декораций, проведение мастер-классов и игровых ситуаций, привлечение профессиональных актеров или педагогов. Важно создать атмосферу творчества и поощрять детей к самовыражению и экспериментам.

Как проводится самостоятельная игровая деятельность у детей?

Самостоятельная игровая деятельность у детей заключается в создании и воплощении собственных сценариев и ролей, игре в театральные спектакли с другими детьми, рисовании и создании костюмов и декораций. Важно обеспечить свободу самовыражения и поддержку со стороны взрослых.

Какие средства руководства используются в театрально-игровой деятельности?

В театрально-игровой деятельности используются различные средства руководства, например, инструкции и задания от педагога, примеры и демонстрации, коллективные дискуссии и обратная связь. Важно создать поддерживающую и инклюзивную атмосферу, где каждый ребенок может выразить себя и получить положительную оценку.

Как развивать творческие способности детей 5 го года жизни?

Для развития творческих способностей детей 5 лет можно использовать театрально-игровую деятельность. Она помогает расширить кругозор, развить воображение и эмоциональную сферу. Важно создавать условия для самостоятельной игровой деятельности и организовывать театральные постановки в детском саду.