Г.Шухардт и его школа слов и вещей.
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 25.03.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Гуго Шухардт и его школа «слов и вещей»
1. Гуго Шухардт
2. Школа «слов и вещей»
Заключение
Список использованной литературы
При изучении слов и вещей огромное значение имеет изучение внутренней формы слова, дающее возможность восстановить прежние названия вещей, что позволит получить информацию о характере вещи, в настоящее время уже не используемой.
Особое внимание Шухардт обращает на необходимость изучения словаря разных социальных групп, поскольку «подобно тому, как нет двух людей, обладающих словарем совершенно одинакового объема, так и между разными общественными группами, проживающими в пределах одной и той же территории, различия в объеме словаря исключительно велики».
Рассмотрение соотношений между вещью и словом приводит к идее группировки слов не по этимологическому, а по тематическому признаку, к идее создания тематических словарей. Г. Шухардт говорит о том, что более поучительным словарем является такой словарь, который составлен по принципу однородных вещей, а не в алфавитном порядке.
Изучение слов и вещей лингвистам необходимо проводить совместно с историками и культурологами. В рамках школы были получены результаты в изучении исторической лексикологии ряда языков, в основном индоевропейских. Однако школа не создала сколь-нибудь строгой методики исследований, так как изучение слов и вещей распадалось на исследование отдельных элементов лексической системы. В результате концепция школы привела к еще большей атомизации объекта лингвистики, чем это было у младограмматиков.
Заключение
Гуго Шухардт был замечательным ученным в истории языкознания в конце 19 - начале 20-х вв., но его работы тоже и в 21-м в. интересны для всех тех, кто интересуется языкознанием.
Первое впечатление, получаемое при беглом обзоре научного наследия Шухардта таково, что он творил стихийно, что творчество его лишено плановости, систематичности, законченности. Однако, при ближайшем и более детальном рассмотрении его трудов, эта хаотичность оказывается чисто внешнего характера, и в многочисленных разрозненных высказываниях великого лингвиста удается открыть основные темы его общего учения о языке.
Сущность языка, его основные свойства, происхождение и развитие языка, факторы этого развития и в особенности роль смешения языков в этом процессе, отношение «языка» и «языков» в связи с проблемой родства языков и принципами их классификации отношение слова и вещи, а также методологические вопросы исследования лингвистических фактов — вот излюбленные темы высказываний Шухардта и вместе с тем кардинальные вопросы языковедения.
Лингвистическое наследие Г. Шухардта неоднородно. Он неоднократно говорил о кризисе языкознания и смело критиковал современную ему науку. Г. Шухардт был ярким полемистом и смело искал новые пути в науке. Его искания имели огромное значение для истории науки о языке. А отдельные конкретные исследования Г. Шухардта, основанные на большом материале, сохраняют свое значение и в наши дни.
Список использованной литературы
Амирова Т.А. История языкознания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховский, Ю.В. Рождественский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.
Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1984.
Будагов Р.А. Г. Шухардт как лингвист / Р.А. Будагов // Русский язык в школе. – 1940. – № 3. – С. 18-25.
Немировский М.Я. Творческий путь Гуго Шухардта и его работы по кавказской лингвистике / М.Я. Немировский // сб. науч. общ. / Горский педаг. ун-т. – 1929. – Вып.1. – С.21-33.
Сусов И.П. История языкознания. Тверь, 1999.
Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950.
Der Vokalismus den Vulgärlateins, 1866–1868.
Г. Шухардт. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950.
Г. Шухардт. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950. - С. 76.
Г. Шухардт. Избранные статьи по языкознанию. – М., 1950. - С. 77.
Г. Шухардт. Избранные статьи по языкознанию. - М., 1950. - С. 201.
Г. Шухардт. Избранные статьи по языкознанию. - М., 1950. - С.199.
Г. Шухардт. Избранные статьи по языкознанию. - М., 1950. - С. 207.
2
1.Амирова Т.А. История языкознания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховский, Ю.В. Рождественский. – 3-е изд., испр. – М., 2006.
2.Березин Ф.М. История лингвистических учений. М., 1984.
3.Будагов Р.А. Г. Шухардт как лингвист / Р.А. Будагов // Русский язык в школе. – 1940. – № 3. – С. 18-25.
4.Немировский М.Я. Творческий путь Гуго Шухардта и его работы по кавказской лингвистике / М.Я. Немировский // сб. науч. общ. / Горский педаг. ун-т. – 1929. – Вып.1. – С.21-33.
5.Сусов И.П. История языкознания. Тверь, 1999.
6.Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950.
Вопрос-ответ:
Каково значение изучения внутренней формы слова в школе слов и вещей Гуго Шухардта?
При изучении слов и вещей огромное значение имеет изучение внутренней формы слова, которая позволяет восстановить прежние названия вещей и получить информацию о характере уже неиспользуемых вещей.
На что особое внимание обращает Гуго Шухардт при изучении слов и вещей?
Гуго Шухардт обращает особое внимание на необходимость изучения словаря разных социальных групп, так как каждая группа обладает своим словарем и это является важным аспектом при изучении слов и вещей.
Зачем нужно изучать словарь разных социальных групп при изучении слов и вещей?
Изучение словаря разных социальных групп является неотъемлемой частью школы слов и вещей Гуго Шухардта, так как каждая группа обладает своим словарем, а изучение различий между этими словарями позволяет получить более полное представление о словах и вещах.
Какое значение имеет изучение внутренней формы слова при изучении слов и вещей?
Изучение внутренней формы слова позволяет восстановить прежние названия вещей, которые уже не используются. Это дает возможность получить информацию о характере этих вещей и их историческом значении.
Почему Гуго Шухардт уделяет особое внимание изучению словаря разных социальных групп при изучении слов и вещей?
Гуго Шухардт считает, что каждая социальная группа обладает своим словарем, который отражает ее особенности и специфику. Изучение различий между этими словарями помогает лучше понять разные социальные группы и их отношение к словам и вещам.
Какие идеи лежат в основе "Школы слов и вещей" Гуго Шухардта?
В основе "Школы слов и вещей" Гуго Шухардта лежат идеи изучения внутренней формы слов и вещей, восстановления прежних названий вещей и получения информации о характере уже неиспользуемых вещей. Также Шухардт обращает внимание на необходимость изучения словарей разных социальных групп.
Что дает изучение внутренней формы слова по Школе слов и вещей?
Изучение внутренней формы слова по Школе слов и вещей позволяет восстановить прежние названия вещей и получить информацию о характере вещей, которые уже не используются в настоящее время.
Почему Шухардт считает важным изучение словаря разных социальных групп?
Шухардт считает важным изучение словаря разных социальных групп, так как каждая группа имеет свои особенности в использовании слов и вещей. Изучение словарей разных социальных групп позволяет получить полное представление об их лексике и культуре.
Какие результаты можно получить благодаря изучению слов и вещей по школе Гуго Шухардта?
Изучение слов и вещей по школе Гуго Шухардта позволяет получить информацию о характере уже неиспользуемых вещей, восстановить прежние названия вещей и разобраться в особенностях использования слов и вещей разных социальных групп.
Какой подход Шухардт предлагает к изучению слов и вещей?
Шухардт предлагает подход, основанный на изучении внутренней формы слов и вещей. Это позволяет восстановить прежние названия вещей и получить информацию о характере вещей, которые уже не используются в настоящее время. Также важно изучать словари разных социальных групп для понимания их особенностей в использовании слов и вещей.