№11 Политический аудит как инструмент диагностики

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Связи с общественностью
  • 25 25 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 06.12.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Подходы к определению политического аудита
Глава 2. Проведение аудита политической системы
Глава 3. Операционализация
3.1 Этапы операционализации
3.2 Разработка операционального определения
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

Операциональное определение задает технологию измерения и служит основанием для верификации данных и процесса их сбора, инструктажа исследователей и оценки результатов.
Регистрация показателей может происходить на основе разных методов и процедур, но при обязательном построении эмпирической модели исследования – вычленении категорий анализа, единиц анализа и единиц счета.
Категории анализа – это эмпирические переменные, установленные в ходе интерпретации и операционализации и выражающие смысловые признаки объекта, поддающиеся измерению (содержатся в инструментарии).
Единицы анализа – это элементы, части структуры, подсистемы изучаемого объекта, которые будут измеряться (респонденты, фрагменты текста, компоненты событий и т.д.).
Единицы счета – это количественное выражение единиц анализа, позволяющее фиксировать частоту проявления изучаемого признака объекта (количество людей, их поступков, мнений, высказываний, слов, абзацев, рублей, лет, см2, секунд, минут и т.п.).
Не меньшее значение в исследовании имеет и методико-процедурный блок программы. Хотя полностью в самой программе он зачастую не фиксируется, тем не менее он образует пакет документов и процедур, без которых невозможно проведение исследования, таких как выбор стратегического плана исследования, определение системы и объема выборки единиц анализа, составление сметы и рабочего плана исследования и инструментарий. Последний обязательно прилагается к программе исследования.
Учитывая, что составление выборки и разработка инструментария исследования являются самостоятельными крупными проблемами и во многом зависят от выбранного метода сбора данных, мы не будем затрагивать их в данном пособии, а сосредоточимся на вопросе выбора стратегического плана исследования.
Стратегический план исследования определяется еще в начале процесса составления программы, т.к. влияет на функциональную формулировку цели исследования и выбор методики сбора данных и типа выборки. В зависимости от первоначальных представлений исследователя о состоянии проблемы и его целевой установки стратегический план принимает один из четырех вариантов – разведывательный, описательный, аналитико-экспериментальный и повторно-сравнительный.
Разведывательный (формулятивный) план применяется в случае, если имеется минимальная информация об объекте исследования, не позволяющая выдвинуть никаких гипотез. Целью в этом случае становится выявление проблем и формулировка гипотез. Составление программы проходит три стадии. На первой изучается имеющаяся литература, составляется возможно полная библиография и прорабатываются источники. Затем проводятся беседы (интервью) с экспертами – специалистами, работающими над аналогичными проблемами, и практиками, занятыми в изучаемой области. При этом целесообразно предварительно составить список лиц и учреждений, в которых можно получить информацию. Экспертный опрос дает возможность проверить полноту имеющейся библиографии, найти дополнительную информацию и надежные документальные свидетельства, сформулировать первичные гипотезы. Важно только создать атмосферу откровенного разговора, не показать себя полностью некомпетентным и снять личную ответственность собеседника при помощи постановки вопросов (когда сообщаются имеющиеся точки зрения, а затем узнается мнение эксперта). На третьем этапе планируется разведывательное наблюдение. Оно не формализовано, как при описательном плане, поэтому инструментарий состоит лишь из перечня вопросов для изучения. Единицами анализа выступают «новички», способные заметить и более точно оценить особенности и проблемы объекта, «полярные случаи», нестандартные и переходные ситуации. Работа по разведывательному плану завершается четкой формулировкой проблемы, определением цели, задач и гипотез исследования.
Иногда разведывательный план предваряет анализ более высокого уровня, в частности описательный (дескриптивный) план исследования. Он возможен, когда информации об объекте достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана – строгое описание качественно-количественных особенностей политических институтов, процессов и явлений. При этом все подлежащие изучению элементы должны быть заранее определены в гипотезах и подвергнуться строгой и точной эмпирической интерпретации. Сбор информации проводится на основе монографического или выборочного исследования. Заканчивается описательное исследование классификацией данных в рамках поставленных задач, детальным описанием структуры предмета с минимально необходимой интерпретацией установленных фактов особенностями исследуемого явления. Кроме того, в дескриптивный план часто вводятся элементы аналитического, т.е. изучаются связи между переменными.
Собственно же аналитико-экспериментальный план представляет собой наиболее сильный вариант исследовательского поиска, применяемый лишь при условии достаточно обширных знаний в изучаемой области, позволяющих выдвинуть объяснительные гипотезы. Аналитические исследования проводятся с целью выявить и изучить функциональные связи и каузальные отношения, объяснить состояние объекта. Эксперимент осуществляется либо путем целенаправленного воздействия на реальные объекты (натурный эксперимент), либо с помощью особого анализа информации об объектах, которые в данном случае ставятся в экспериментальные условия лишь мысленно. Мысленный эксперимент применяется чаще натурного, т.к. не требует специальной системы организации и тщательного контроля условий проведения. Иногда его можно провести и на материалах описательного исследования, если достаточно информации для объяснительных гипотез, тем более описательные планы всегда содержат какие-то элементы аналитического.
Если целью аналитико-экспериментального плана выступает поиск управленческих решений на основании знаний о состоянии и способах управления объектом, то мы имеем дело с его разновидностью – экспериментально-практическим планом.
И, наконец, план повторно-сравнительного исследования применяется для выявления тенденций политических процессов и предполагает сопоставление данных в определенном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику политических проблем, процессов и явлений в региональном, социальном и др. разрезах. При составлении их программы обязательно учитывается программа и модель выборки «базового» исследования.
В целом можно сказать, что программа прикладного политологического исследования является цельным, внутренне логически связанным документом, от правильности составления, содержания и точности которого зависит результат анализа, а значит правильность сделанных выводов и рекомендаций и адекватность действий политических акторов в складывающихся проблемно-политических ситуациях.

Заключение

Политическая ситуация, как объект диагностики, схватывает особо значимые явления, процессы, события политической жизни страны, региона, мира в определенный отрезок времени их развития.
Структурными компонентами политической ситуации выступают: а) условия и обстоятельства политической жизни (объективная ситуация); б) количественные и качественные характеристики субъектов-участников; в) масштаб действия, временной интервал, социальное пространство, которое она охватывает; г) отражение ситуации в общественном сознании и психологии людей через призму потребностей, интересов, концепций и программ (“понимаемая” ситуация как непосредственная социально-психологическая основа ориентации субъектов); д) уровень решаемых задач, степень их влияния на функционирование политической системы; е) результаты политической деятельности по решению этих проблем.
Политическая ситуация во всякой точке своего движения противоречива, а следовательно, проблемна. Любое политическое действие, движущее ситуацию, предполагает, как правило, выбор одного из “веера вариантов”, сценариев поведения, одного из способов решения проблем. Этот выбор может быть сделан на однозначной или компромиссной основе. Однозначный выбор – это безусловный выбор одного варианта одного сценария из серии противоречивых вариантов. Противоречивость между вариантами может достигать в своем развитии альтернативности, требующей выбирать одну из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей по принципу “или – или”. Компромиссный выбор – это действие на основе соединения позитивных моментов ряда близких или даже альтернативных вариантов, позволяющее найти оптимальный выход из ситуации, альтернативное решение которой грозит существованию целого.
Любая ситуация на уровне политической системы выражает противоречие между стабильными и динамическими тенденциями в ее границах. Ее хронологическими рамками выступают политические события, означающие начало или конец данного состояния системы,
Политическая ситуация есть прежде всего всякое новое по сравнению с предшествующим состоянием политической системы, представляющее в то же время этап в ее движении. Политический процесс может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходит в своем движении политическая система, ее отдельные институты и другие компоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуации к ситуации, а ситуация – элементарный “шаг” политического процесса.

Список использованных источников и литературы

Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2000
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995
Батыгин Г.С. Теория в социологическом исследовании // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. М., 2000
Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988
Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1997
Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975
Основы прикладной социологии. М., 1996
Основы социологического знания. Ч. II. Барнаул, 1995
Практикум по социологии. М., 1992
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.

Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1997. – С. 120.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001. - C. 70.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001. – С. 71.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001. – С. 78
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1997. – С. 44.
Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1997. – С. 50.
Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1997. – С. 55.
Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1997. – С. 62.
Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1997. – С. 65.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001. – С. 101-103.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001. – С. 100.
Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1997. – С. 61.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001. – С. 107-111.

Список использованных источников и литературы

1.Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2000
2.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995
3.Батыгин Г.С. Теория в социологическом исследовании // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. М., 2000
4.Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988
5.Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М., 1997
6.Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975
7.Основы прикладной социологии. М., 1996
8.Основы социологического знания. Ч. II. Барнаул, 1995
9.Практикум по социологии. М., 1992
10.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.

Вопрос-ответ:

Что такое политический аудит?

Политический аудит - это инструмент диагностики политической системы для определения ее эффективности, проблем и потенциала. Он включает проведение анализа политических процессов, структур и решений на основе определенных индикаторов и критериев.

Какие подходы существуют к определению политического аудита?

Существуют различные подходы к определению политического аудита. Некоторые исследователи считают его составной частью более общего политического анализа, в то время как другие выделяют его как самостоятельное направление исследований.

Как проводится аудит политической системы?

Аудит политической системы проводится путем анализа различных аспектов политической жизни, таких как политические процессы, институты, принимаемые решения и их реализация. Для этого используются различные методы и инструменты, включая сбор и анализ данных, интервью и экспертные оценки.

Что такое операционализация в политическом аудите?

Операционализация - это процесс определения конкретных критериев и индикаторов, которые будут использоваться для измерения и оценки политической системы. Он включает разработку операционального определения, которое служит основанием для проведения аудита и оценки его результатов.

Какие этапы включает операционализация в политическом аудите?

Операционализация в политическом аудите включает несколько этапов. Сначала необходимо определить цели и задачи аудита. Затем происходит выбор и разработка нужных индикаторов и критериев, а также подготовка инструкций для исследователей и оценка результатов.

Что такое политический аудит?

Политический аудит - это инструмент диагностики политической системы, который позволяет провести анализ и оценку ее работы в целях выявления проблем и разработки рекомендаций для улучшения.

Какие подходы существуют к определению политического аудита?

Существует несколько подходов к определению политического аудита. Один из них связан с использованием методов финансового аудита для проверки эффективности использования государственных средств, другой подразумевает анализ политических процессов и оценку их соответствия установленным нормам и принципам.

Как проводится аудит политической системы?

Аудит политической системы проводится путем анализа ее ключевых компонентов, таких как институты власти, политические партии, выборные процессы, правовые основы и др. В ходе аудита происходит сбор и анализ данных, выявление недостатков и проблем, а также разработка рекомендаций по их устранению.

Что такое операциональное определение в политическом аудите?

Операциональное определение в политическом аудите - это технология измерения показателей политической системы, которая служит основанием для сбора данных, инструктажа исследователей и оценки результатов. Оно определяет методику и критерии, по которым осуществляется анализ и оценка политической системы.

Какие этапы включает операционализация в политическом аудите?

Операционализация в политическом аудите включает несколько этапов: разработку операционального определения, которое определяет методику измерения показателей; регистрацию показателей, которая включает сбор данных и их проверку на соответствие установленным критериям; инструктаж исследователей, чтобы обеспечить единообразность и точность сбора данных; и оценку результатов, которая позволяет сделать выводы о состоянии политической системы.

Что такое политический аудит?

Политический аудит - это инструмент диагностики политической системы, который позволяет проанализировать ее работу и выявить возможные проблемы и недостатки. Он основывается на сборе и анализе данных о политическом процессе, принимаемых решениях, политических институтах и акторах.

Какие подходы используются при определении политического аудита?

При определении политического аудита применяются различные подходы. Например, функциональный подход, который рассматривает политический аудит как процесс контроля и оценки политической системы. Также используется системный подход, при котором политический аудит анализирует взаимодействие компонентов политической системы и их влияние на результаты деятельности системы в целом.