Социологическая теория Э.Дюркгейма
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 15.01.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Несколько слов о биографии Э.Дюркгейма
2.Предмет и метод социологии по Дюркгейму
3. Ключевое понятие социологической концепции Э.Дюркгейма –социальная солидарность
4. «Самоубийство» как основа эмпирической социологии
5. Социологическая религия
Заключение
Список литературы
Во всех его книгах проводится идея, что религия - естественный продукт развития общества. Проследив историю развития религии, начиная от австралийской тотемической культуры и заканчивая буржуазной культурой, Дюркгейм убедительно доказал, что "реальный" и "подлинный" объект всех религиозных культов - общество, а главные социальные функции религии - воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие. Дюркгейм подчеркивал значение религии в сохранении нравственных ценностей, в воспитании человека, в утверждении "позитивной солидарности", "гуманного права". В силу этого он доказывал необходимость религии в обществе, но не "божественной", а "социальной". Последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма — «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии». Исследование основано на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Обращение к этим «элементарным» формам позволяет, с точки зрения автора, исследовать религию в «чистом виде», без последующих теологических и прочих наслоений. Дюркгейм поставил перед собой цель, опираясь на этот материал, проанализировать социальные корни и социальные функции религии. Но по существу цель эта была гораздо более широкой. Во-первых, вследствие широкой трактовки религиозных явлений эта работа превращалась в исследование социальных аспектов идеологии, ритуала, сакрализации и некоторых других явлений, выходящих за рамки собственно религии в традиционном понимании. Во-вторых, этот труд содержал в себе попытку построения социологии познания посредством выведения основных категорий мышления из первобытных социальных отношений. Дюркгейм отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют религии без бога), через веру в сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру — в естественное, — возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т. п. Он исходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая заурядная. Дюркгейм определяет религию как «связную систему верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками». Автор детально анализирует социальное происхождение тотемических верований, обрядов, их социальные функции. Будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия — это символическое выражение общества; поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу — «реальному» объекту всех религиозных культов. Дюркгейм подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса. Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светских культов. В связи с секуляризацией общественной жизни Дюркгейм видел в обществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. «Между Богом и обществом надо сделать выбор, - говорил он. - Не стану рассматривать здесь доводы в пользу того или иного решения; оба они близки друг другу. Добавлю, что, с моей точки зрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве только общество, преображенное и мыслимое символически». В своей заключительной работе по социологии религии Дюркгейм истолковал ее как крайнюю форму нематериального социального факта. Религия необходима обществу, так как она укрепляет социальную солидарность, формирует социальные идеалы. Поклоняясь каким-либо священным предметам или идеям, люди, по мысли Дюркгейма, в действительности поклоняются обществу.
Заключение
Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем. Соглашаясь с Контом о месте социологии в системе наук, доказывая возможность появления социологии только в 19 в., когда люди осознали, что необходимо стремиться самим управлять социальной жизнью, Дюркгейм отстаивал специфичность объекта социологии - социальной реальности, ее несводимость к биопсихической природе индивидов, определил предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему "принудительной силой". Дюркгейм, являясь главным теоретиком позитивистски ориентированной социологии, разработал теории "социального факта", "социального познания", "социальной сплоченности", "функционального анализа", "разделения труда", "самоубийства", "социологии религии" и др. Проблема социального факта прошла красной нитью через все его работы, являясь цементирующим звеном всего круга его идей. Созданные Дюркгеймом социальная философия и социологическая теория покоятся на всесторонне разработанном категориальном аппарате. В его книгах были разработаны важнейшие категории: "время", "пространство", "структура", "функция", "общественные классы", "историческая мысль", "общественные противоречия", "коллективные представления" и др. Дюркгейм полагал, что поскольку категории являются концептами, то не трудно понять, что они должны быть результатом коллективной работы общества. «Истинно-человеческая мысль, - писал Дюркгейм,- не есть нечто, первоначально данное; она продукт истории; это - идеальный предел, к которому мы все более и более приближаемся, но которого мы, вероятно, никогда не достигнем». Подчеркивая субъективную сторону категорий, их историчность, Дюркгейм не отрицал их объективное содержание. «Из того, что идеи времени, пространства, рода, причинности построены из социальных элементов, не следует, что они лишены всякой объективной ценности». Дюркгейм оставил не только великое литературное наследство, оригинальную социологическую теорию, но и большую социологическую школу.
Список литературы
Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М., ГУ-ВШЭ, 2001;382с.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии. М., Наука, 1991. 38 с.
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. СПб, Союз, 1998.211с.
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М. Канон, 1995. 123 с.
Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Алетейя, 2001; 332 с.
Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.С.65.
Там же.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии. М.: Наука, 1991. С.10.
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. СПб., Союз, 1998.
Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Алетейя, 2001; С.112.
Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Алетейя, 2001; С.115.
Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М., ГУ-ВШЭ, 2001;С.214.
Там же.
2
2.Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии. М., Наука, 1991. 38 с.
3.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. СПб, Союз, 1998.211с.
4.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М. Канон, 1995. 123 с.
5.Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: Алетейя, 2001; 332 с.
Вопрос-ответ:
Какова биография Э. Дюркгейма?
Эмиль Дюркгейм был французским социологом, родился 15 апреля 1858 года в городе Эпиналь. Он получил высшее образование в Эколь-нормаль-сюперьор и затем начал работать в университете Бордо, где он стал профессором социологии и педагогики. Дюркгейм был одним из основателей социологии, и его работы имеют значительное влияние на развитие социологии как науки.
О чем говорят теории Э. Дюркгейма?
Основной предмет и метод социологии по Дюркгейму - изучение социальных фактов и их влияния на индивидов и общество в целом. В его социологической концепции ключевым понятием является социальная солидарность, которая определяет степень интеграции общества. Дюркгейм также проводит исследования в области самоубийств и религии, исследуя их социологические аспекты.
Какую роль играет самоубийство в эмпирической социологии Э. Дюркгейма?
Самоубийство является основой эмпирической социологии по Дюркгейму. Он провел исследование о состоянии социальной солидарности в разных обществах и пришел к выводу, что уровень самоубийств связан с уровнем социальной интеграции. Дюркгейм выделил четыре типа самоубийств - эгоистическое, аномическое, альтруистическое и фатальное, и показал, что они могут быть объяснены через социальную среду и уровень индивидуальной и социальной связности.
Что говорит Э. Дюркгейм о социологической религии?
В работах Дюркгейма прослеживается идея, что религия является естественным продуктом развития общества. Он изучал историю развития религии, начиная от австралийской тотемической культуры и заканчивая буржуазной культурой, и показал, как религия служит социальной функции, укрепляя социальную солидарность и поддерживая моральные ценности общества. Дюркгейм также проводил исследования о религиозных ритуалах и представлениях, показывая их социологическую природу и значение для общества.
Каковы основные идеи социологической теории Э. Дюркгейма?
Основные идеи социологической теории Э. Дюркгейма заключаются в том, что общество является независимой реальностью, существующей вне индивидов, и что социальные факты составляют основу социологического анализа. Он также утверждал, что социология должна изучать различные аспекты общественной жизни, включая социальные институты, солидарность, нормы и ценности.
Какие ключевые понятия в социологической концепции Э. Дюркгейма?
Одним из ключевых понятий в социологической концепции Э. Дюркгейма является понятие "социальная солидарность". Он утверждал, что солидарность может быть механической или органической и зависит от степени взаимозависимости индивидов в обществе. Другим важным понятием является "социальный факт" - объективные явления, определяющие поведение индивидов и общественные процессы.
Какое место занимает самоубийство в социологии Э. Дюркгейма?
Самоубийство играет важную роль в эмпирической социологии Э. Дюркгейма. Он провел исследование о возможных социальных причинах самоубийств и пришел к выводу, что они связаны с уровнем социальной интеграции. С учетом этого, он выделил четыре типа самоубийств - эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фатальное.
Какой взгляд на религию был у Э. Дюркгейма?
У Э. Дюркгейма был социологический взгляд на религию. Он считал, что религия является естественным продуктом развития общества и выполняет важные функции, такие как поддержание социальной солидарности и укрепление моральных ценностей. Он провел исследование религии в различных обществах и выдвинул концепцию "тотемизма", согласно которой первоначальная религия базировалась на вере в священные общности.
Какие были ключевые идеи Эмеля Дюркгейма в его социологической теории?
Эмель Дюркгейм был одним из основателей социологии и в своей теории он выдвинул ряд ключевых идей. Он считал, что социология должна изучать социальные факты - объективные явления, влияющие на человека. Кроме того, Дюркгейм разработал понятие социальной солидарности, которое описывает механизмы общественной связи и единства. Он также проводил исследования суицида, рассматривая его как социальное явление, зависящее от уровня интеграции и регуляции в обществе. Его работы также посвящены исследованию роли религии в обществе.
Какую роль играет религия в социологической теории Э. Дюркгейма?
В социологической теории Эмиля Дюркгейма религия играет важную роль. Он считал, что религия является естественным продуктом развития общества и одной из форм выражения социальной солидарности. Дюркгейм проводил исследования различных религиозных систем, от тотемической культуры австралийских аборигенов до буржуазной религии, и пришел к выводу, что религия обеспечивает социальную интеграцию и стабильность общества. Он считал, что религиозные ритуалы и символы объединяют людей, создавая общие ценности и нормы поведения.