Государственный механизм, его предназначение и структура

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 22 22 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 22.01.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.Понятие механизма государства и его структура
2.Теория разделения властей и иные принципы организации и деятельности органов государственного механизма
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы
Фрагмент для ознакомления

Суды не обладают всеми необходимыми сдерживающими полномочиями по отношению к другим органам власти. Порядок назначения судей большинства судов на должность лично Президентом ставит под сомнение независимость суда.
Ограниченные рамки данной работы, к сожалению, не дают возможности подробно рассмотреть взаимодействие всех трех властей в Российской Федерации.
В последние годы в нашей стране происходит становление сильной президентской власти в сочетании с дружественным по отношению к Президенту парламентом («пропрезидентская» «Единая Россия» обладает большинством голосов в Государственной Думе). В настоящий момент Правительство РФ предстает перед нами как некий технический орган, который осуществляет политическую волю высшего руководства страны.
Конечно, нельзя сказать что разделение властей в нашей стране идеально соответствует теории. Однако и разговоры об авторитарном режиме неоправданны, так как при любых недемократичных режимах ни о каком разделении властей вообще речи быть не может. Уже то, что пусть не в полной мере, но все-таки в России реализуется общедемократический принцип разделения властей, говорит, что наша страна действительно вступила на путь демократии и постепенно становиться частью цивилизованного мира.
Заключение

Итак, подведем итоги рассмотренному в работе материалу.
Механизм государства является той системой государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.
В понятие и содержание механизма государства нередко вкладывается разный смысл. Независимо от этого его важнейшими и неотъемлемыми элементами неизменно признаются государственные органы.
Существуют специфические признаки, отличающими государственные органы от негосударственных органов и организаций, важнейшим из которых является наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера.
Основными направлениями деятельности государственного аппарата являются: правотворческая, направленная на разработку и издание законов и иных нормативных правовых актов; правоисполнительная, обеспечивающая исполнение нормативных правовых актов всеми государственными органами, общественными организациями, экономическими структурами и гражданами; правоохранительная – направленная на охрану прав и свобод юридических и физических лиц, на привлечение виновных к ответственности и восстановление законности.
Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства.
Государственный механизм современной Российской федерации основывается на таких принципах организации и деятельности как конституционность и законность, территориальность, демократизм, научность, профессионализм, а также на важнейшем принципе демократического общества - разделения властей. Согласно принципа разделения властей государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В механизме государства разделение властей, по мнении. С.А.Комарова, есть не что иное, как «прозаическое, деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях управления и контроля».
Нельзя сказать что разделение властей в нашей стране идеально соответствует теории. Однако уже одно то, что пусть не в полной мере, но все-таки в России реализуется общедемократический принцип разделения властей, говорит, что наша страна действительно вступила на путь демократии и постепенно становиться частью цивилизованного мира.

Список нормативных правовых актов и литературы

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета № 237 от 25.12.1993 г. (с посл. изменениями от 21.07.2007 г.)
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета от 06.01.1997 г. №3 (с посл.изменениями от 05.04.2005 г.)
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ // Российская газета №162 от 31.07.2004 г.
Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. 14 ноября. Ст. 4720
Васильев А.В. Теория права и государства: уч. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта; МПСН, 2005. – 440 с.
Григонис Э.П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект): Автореферат дисс. [СПб ун-т МВД России]. – СПб, 2000. – 42 с.
История политических и правовых учений: Учеб для ВУЗов. Под общей ред. О.В. Мартышина. – М.: НОРМА, 2004. – 899 с.
Кожевников С.Н. Теория государства: курс лекций. Часть 1. Государство: сущность, функции, механизм. – Н.Новгород: Стимул-СТ, 2003. – 236 с.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: уч. – 7-е изд. – СПб: Питер, 2006. – 512 с.
Морозова Л.А. Теория государства и права: уч. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2005. - 448 с.
Носов С.И. О соотношении понятий «государство», «государственный аппарат», «государственный орган» и «орган государства» // Гражданин и право. 2007. №5
Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2004. – 642 с.
Увачев В.А. Механизм разделения властей в правовом государстве. – М.: Проспект, 2003. – 96 с.
Юридическая энциклопедия. - Изд-е 5-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд-во М.Ю.Тихомирова, 2001. – 972 с.


Носов С.И. О соотношении понятий «государство», «государственный аппарат», «государственный орган» и «орган государства» // Гражданин и право. 2007. №5. С.12
Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. 14 ноября. Ст. 4720

Комаров С.А. Общая теория государства и права: уч. – 7-е изд. – СПб: Питер, 2006. С.83
Носов С.И. Указ.соч. С.12
Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко (автор главы – М.Н.Марченко). - М.: Зерцало, 2004. С.252

Кожевников С.Н. Теория государства: курс лекций. Часть 1. Государство: сущность, функции, механизм. – Н.Новгород: Стимул-СТ, 2003. С.153
Там же
Морозова Л.А. Теория государства и права: уч. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2005. С.124
Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко (автор главы – М.Н.Марченко). - М.: Зерцало, 2004. С.254
Комаров С.А. Указ.соч. С.85
Васильев А.В. Теория права и государства: уч. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта; МПСН, 2005. С.349-350
Комаров С.А. Указ.соч. С.84
Комаров С.А. Указ.соч. С.84
Морозова Л.А. С.120-121
Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко (автор главы – М.Н.Марченко). - М.: Зерцало, 2004. С.253
Васильев А.В. Теория права и государства: уч. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта; МПСН, 2005. С.344
Кожевников С.Н. Указ.соч. С.174
Так, например, совсем до недавнего времени, а именно - до разрушения СССР в советской политико-юридической теории и практике не без оснований в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства; подчинения аппарата политике; принцип широкого участия масс в управлении делами общества и государства, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма, гласности, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей; принцип научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др. Однако после распада СССР и кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали. Вместо них официально стали декларироваться другие принципы, отвечающие интересам и потребностям вновь пришедших к власти правящих кругов // Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2004. С.257


Кожевников С.Н. Указ.соч. С.175
Васильев А.В. Указ.соч. С.344
Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко (автор главы – М.Н.Марченко). - М.: Зерцало, 2004. С.259

Российская газета №162 от 31.07.2004 г.
Васильев А.В. Указ.соч. С.345
Кожевников С.Н. Указ.соч. С.177
Васильев А.В. Указ.соч. С.347
Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Изд-во М.Ю.Тихомирова, 2001. С.730
Увачев В.А. Механизм разделения властей в правовом государстве. М.: Проспект, 2003. С. 7
Подробнее об этом см.: История политических и правовых учений / Под общ.ред О.В.Мартышина. М.: Норма, 2004. С.184-189
Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955 г. с.289 // Цит.по: Увачев В.А. Указ.соч. С. 9
Подробнее о позиции Монтескье см.: История политических и правовых учений / Под общ.ред О.В.Мартышина. - М.:Норма, 2004. С.190-199

Подробнее о позиции Маркса и Энгельса см.: История политических и правовых учений / Под общ.ред О.В.Мартышина. – М:Норма., 2004. С.338-355, О позиции Ленина там же, с. 760-787
Увачев В.А. Указ.соч. С.14

Увачев В.А. Указ.соч.. С.17
Юридическая энциклопедия. Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2001. С.382

Ради справедливости стоит отметить, что сам факт закрепления того или иного принципа в Конституции ещё не означает, что он будет строго соблюдаться – например, в «сталинской» Конституции 1936 года тоже был закреплен принцип разделения властей
За ним закреплены чрезвычайные единоличные полномочия - такие, как решение об отставке Правительства, руководство внешней политикой, утверждение военной доктрины, назначение всех судей федеральных судов (кроме высших, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента), назначение референдума, предложение кандидатур не только исполнительной власти, но и Председателя Центрального банка, Генерального прокурора и др.

Комаров С.А. Указ.соч. С.86












2

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета № 237 от 25.12.1993 г. (с посл. изменениями от 21.07.2007 г.)
2.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета от 06.01.1997 г. №3 (с посл.изменениями от 05.04.2005 г.)
3.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ // Российская газета №162 от 31.07.2004 г.
4.Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. 14 ноября. Ст. 4720
5.Васильев А.В. Теория права и государства: уч. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта; МПСН, 2005. – 440 с.
6.Григонис Э.П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект): Автореферат дисс. [СПб ун-т МВД России]. – СПб, 2000. – 42 с.
7.История политических и правовых учений: Учеб для ВУЗов. Под общей ред. О.В. Мартышина. – М.: НОРМА, 2004. – 899 с.
8.Кожевников С.Н. Теория государства: курс лекций. Часть 1. Государство: сущность, функции, механизм. – Н.Новгород: Стимул-СТ, 2003. – 236 с.
9.Комаров С.А. Общая теория государства и права: уч. – 7-е изд. – СПб: Питер, 2006. – 512 с.
10.Морозова Л.А. Теория государства и права: уч. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2005. - 448 с.
11.Носов С.И. О соотношении понятий «государство», «государственный аппарат», «государственный орган» и «орган государства» // Гражданин и право. 2007. №5
12.Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2004. – 642 с.
13.Увачев В.А. Механизм разделения властей в правовом государстве. – М.: Проспект, 2003. – 96 с.
14.Юридическая энциклопедия. - Изд-е 5-е, доп. и перераб. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: Изд-во М.Ю.Тихомирова, 2001. – 972 с.


Вопрос-ответ:

Какой смысл имеет понятие "механизм государства"?

Понятие "механизм государства" означает совокупность органов и процедур, которые обеспечивают функционирование государства, осуществление его полномочий и достижение своих целей.

Какова структура механизма государства?

Структура механизма государства включает в себя различные органы власти, такие как исполнительная, законодательная и судебная власти, а также органы местного самоуправления. Каждый из этих органов выполняет свои функции и взаимодействует с другими органами для обеспечения эффективной работы государства.

Какие принципы организации и деятельности органов государственного механизма существуют?

Один из основных принципов - это теория разделения властей, которая предполагает распределение полномочий между исполнительной, законодательной и судебной властями для обеспечения сдержек и равновесия. Также важные принципы - это принцип правовой государственности, принцип субординированности органов местного самоуправления, принцип государственной службы на общественных началах и др.

Какие нормативные правовые акты и литература рекомендуются для изучения механизма государства?

Для изучения механизма государства можно обратиться к следующим нормативным правовым актам: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления", "О государственной службе", "О судебной системе в Российской Федерации" и др. Также полезно ознакомиться с соответствующей литературой, например, книгами по государственному праву, политологии и теории государства.

Почему суды не обладают всеми необходимыми сдерживающими полномочиями по отношению к другим органам власти?

Суды не обладают всеми необходимыми сдерживающими полномочиями по отношению к другим органам власти, так как это обеспечивает баланс взаимодействия между властными структурами и предотвращает возможные злоупотребления. Кроме того, суды должны соблюдать принципы независимости и непредвзятости, что также ограничивает их возможности вмешательства в дела других органов.

Что такое государственный механизм?

Государственный механизм - это совокупность органов государства и их взаимодействие, направленные на реализацию функций государства и обеспечение эффективного функционирования системы управления.

Какова структура государственного механизма?

Государственный механизм состоит из трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая ветвь выполняет свои функции и имеет свои подразделения.

Что такое теория разделения властей в государственном механизме?

Теория разделения властей предполагает разграничение функций между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Это делается для обеспечения баланса и сдержек между различными органами и предотвращения злоупотреблений.