Особенности экспериментального метода в исследовании индивидуальных особенностей личности.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экспериментальная психология
  • 27 27 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 16.06.2008
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Особенности экспериментального метода в исследовании индивидуальных особенностей личности.

Содержание
Введение
1. Экспериментальные методы психологии.
2. Методология
3. Классификация методов психологического исследования
4. Испытуемый (личность) и его деятельность в эксперименте
5. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Психолог не несет ответственности за диагноз. К этому типу относятся диагнозы в медицине, психодиагностике по запросу суда, в комплексной психодиагностической экспертизе, в психодиагностике при оценке профессиональной пригодности по запросу администрации.
2. Данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию и помощь обследуемому осуществляется специалистом другого профиля (психодиагностика причин низкой успеваемости).
3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза в условиях психологической консультации.
4. Диагностические данные используются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т.п.
Решение научно-практической задачи сводится к определенному изменению судьбы испытуемого: его могут принять или не принять на работу, в вуз, назначить или не назначить лечение и т.д. «Вход» в психодиагностическую ситуацию характеризуется «внешней» или «внутренней» мотивацией, побуждающей испытуемого участвовать в обследовании. В первом случае он принуждается к этому участию, во втором — становится добровольцем. Таким образом, первый параметр, описывающий психодиагностическую ситуацию, — «добровольность — принудительность» участия испытуемого в эксперименте т.д. В конце обследования (точке «выхода») испытуемый может получить результаты и сам определить на их основе свое поведение и жизненный путь. В ином случае его жизненный путь изменяет другое лицо (психодиагност, представитель администрации, врач и т.д.). При этом решение экспериментатора или лица, которому психодиагност доверил данные, не зависит от дальнейших действий обследуемого и определяется только волей других. Следовательно, в первом случае (при добровольном участии) субъектом выбора (принятия решения) является испытуемый, во втором (при вынужденном участии) — другое лицо.
Решающий фактор, который определяет ситуацию тестирования: кто является субъектом принятия решения — испытуемый или другое лицо? Этот признак характеризует как «вход», так и «выход» психодиагностической ситуации.
Тем самым теоретически возможны четыре крайних варианта научно-практических задач (ситуаций): 1) добровольное участие в эксперименте, самостоятельный выбор дальнейшего жизненного поведения; 2) принудительное участие, самостоятельный выбор поведения; 3) принудительное участие, выбор поведения после обследования навязан; 4) добровольное участие в обследовании, выбор дальнейшего поведения навязан.













Заключение
В современной экспериментальной психологии направленной на интенсивное, качественное и целостное изучение отдельной индивидуальности, с каждым годом заметны новые успехи [Пиаже Ж., 1969.].
Если мы бросим взгляд на большинство методик и методических приемов, то окажется, что все они либо являются герменевтическими по своему статусу, либо сочетают черты противоположных методов по принципу взаимодополнительности.
Действительно: «трудовой метод» есть сочетание естественного эксперимента с техникой интроспекции и самоанализа; «прожективный метод» — сочетание психологического измерения с глубинной герменевтической интерпретацией (то же — техника репертуарных решеток); «экспертный метод» (например, специ-ометрия) — сочетание техники субъективного шкалирования с интерпретационной техникой и т. д.
Большинство современных методов психологии труда, социальной психологии и других частных психологических дисциплин немыслимы без «чисто герменевтических» методик; в частности, психологический анализ деятельности является не чем иным, как интерпретацией трудового процесса в понятиях психологического знания, которым владеет исследователь, и в соответствии с определенной схемой анализа [Сидоренко Е.И.2001.].
Кажется, что перспектива развития психологического метода — в направлении синтеза герменевтики и естественнонаучного подхода и обогащения интерпретационных процедур схемами и приемами, наработанными в естественнонаучной традиции.
Как правило, науковеды, определяющие статус науки, связывают в один комплекс уровень кодификации знаний, уровень консенсуса в отношении теоретических структур и методических подходов и допустимость предсказаний. Такая традиция идет от Томаса Куна, различавшего науки по уровню парадигмальности. Однако в работе на основе эмпирических исследований утверждается, что не существует ни более высокого уровня когнитивного консенсуса, ни большего эффекта близости (близость цитируемых источников ко времени цитирования) в естественных науках на «вершине иерархии» по сравнению с социальными науками. Похоже на то, что консенсус относительного предмета и метода, как признак парадигмальности науки, не связан со свойствами знания, уровнем кодификации (математизация) и типами изучаемых феноменов. [Дружинин В.Н. 1997.]
Приняв решение о проведении исследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии, учитывая индивидуальные особенности.
Принципы, о которых говорится ниже, разъясняют исследователю этичное ответственное отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательских работ — от первоначального замысла до шагов, необходимых для защиты конфиденциальности данных исследований. Эти принципы должны рассматриваться в контексте документов, прилагаемых в качестве дополнения к принципам.
1. При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на принципы исследований.
Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований.
2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми.
3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования.
Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.
4. Честность и открытость — важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.
5. Этика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время.
Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником.
Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника.
6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение.
7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.
8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжелых последствий.
9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных).
10. Информация, полученная в ходе исследования, является конфиденциальной.
Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.
Мы указали на особенности экспериментального метода в исследовании индивидуальных особенностей личности.





Список литературы
Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М.: Прогресс, 1987.
Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.:Прогресс, 1976.
Горбунова В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах, Ростов – на – Дону., «Феникс», 2005.
Дружинина В.Н. Экспериментальная психология: Учебная психология. М., 1997.
Сидоренко Е.И. Методы математической обработки в психологии.СПб., 2001.
Солсо Р., Джонсон Х., Билл К. Экспериментальная психология. Практический курс. М., 2002.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966.
Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1960.












4

Список литературы
1.Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М.: Прогресс, 1987.
2.Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.:Прогресс, 1976.
3.Горбунова В.В. Экспериментальная психология в схемах и таблицах, Ростов – на – Дону., «Феникс», 2005.
4.Дружинина В.Н. Экспериментальная психология: Учебная психология. М., 1997.
5.Сидоренко Е.И. Методы математической обработки в психологии.СПб., 2001.
6.Солсо Р., Джонсон Х., Билл К. Экспериментальная психология. Практический курс. М., 2002.
7.Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966.
8.Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1960.

Вопрос-ответ:

Какие методы используются в психологии для изучения индивидуальных особенностей личности?

В психологии для изучения индивидуальных особенностей личности используются различные методы, в том числе экспериментальные. Экспериментальные методы позволяют проводить контролируемые и повторяемые исследования, где можно изучать влияние различных факторов на личность и ее деятельность.

Какова методология экспериментального подхода в изучении индивидуальных особенностей личности?

Методология экспериментального подхода в изучении индивидуальных особенностей личности предусматривает проведение серий экспериментов, в которых изменяются определенные условия и факторы для анализа их влияния на личность. В эксперименте участникам приписывают разные роли и задачи, осуществляют наблюдение и измерение показателей, анализируют полученные данные.

Какие методы классифицируются как экспериментальные в психологии?

В психологии классифицируются как экспериментальные методы, которые основаны на проведении контролируемых экспериментов и измерения показателей личности. В рамках эксперимента могут использоваться такие методы, как анкетирование, наблюдение, статистический анализ данных и другие.

Какова роль испытуемого в эксперименте по изучению индивидуальных особенностей личности?

Испытуемый играет важную роль в эксперименте по изучению индивидуальных особенностей личности. Он выполняет задачи и роли, описанные в экспериментальном протоколе, принимает участие в измерениях и записи данных. Его реакции, поведение и принимаемые решения анализируются и используются для получения результатов и выводов об индивидуальных особенностях его личности.

Как влияет личность испытуемого на психологическую ситуацию эксперимента?

Личность испытуемого может влиять на психологическую ситуацию эксперимента. Его индивидуальные особенности, включая тревожность, склонность к сотрудничеству, уровень самооценки и другие факторы могут влиять на его реакции, поведение и принимаемые решения в рамках эксперимента. Это важно учитывать при анализе результатов и их интерпретации.

Какие есть особенности экспериментального метода в исследовании индивидуальных особенностей личности?

Основная особенность экспериментального метода в исследовании индивидуальных особенностей личности заключается в том, что исследователь создает определенные условия или ситуации, чтобы провести контролируемые манипуляции и измерить показатели отклика личности на эти манипуляции.

Какие методы психологического исследования можно отнести к экспериментальным?

К экспериментальным методам психологического исследования можно отнести методы, которые позволяют исследователю контролировать и изменять определенные переменные, чтобы изучать влияние этих переменных на поведение и психологические процессы личности. Некоторые из таких методов включают контролируемые лабораторные эксперименты, полевые эксперименты, манипуляции со случайным назначением и т. д.

Какие роли играет испытуемый личность и его деятельность в эксперименте?

Испытуемый личность играет важную роль в эксперименте, так как его реакции и отклики на манипуляции исследователя являются основной информацией для сбора данных. Испытуемый личность активно взаимодействует с ситуацией эксперимента и выполняет определенные действия или задания, предложенные исследователем.

Как влияет личность испытуемого на психологический эксперимент?

Личность испытуемого может оказывать значительное влияние на психологический эксперимент. Его индивидуальные особенности, такие как характер, мотивация, способности и предпочтения, могут влиять на его реакции и поведение в рамках эксперимента. Это нужно учитывать при интерпретации результатов исследования.

Где можно найти дополнительную литературу по экспериментальному методу в исследовании индивидуальных особенностей личности?

Дополнительную литературу по экспериментальному методу в исследовании индивидуальных особенностей личности можно найти в специализированных журналах и научных статьях по психологии, а также в учебниках по методологии психологического исследования. Некоторые из рекомендуемых источников включают "Экспериментальная психология" Д.Нутта и "Методы исследования в психологии" Э.Фатт и Д.Тольман.

Какие методы используются для исследования индивидуальных особенностей личности?

Для исследования индивидуальных особенностей личности используются различные методы, включая экспериментальный метод. В экспериментальном подходе исследователь создает специальные условия, чтобы изучить влияние конкретных факторов на поведение и психологические характеристики испытуемых.