Дидактическая игра как средство воспитания нравственных чувств

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 20 20 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 10.01.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста
2. Понятие и структура дидактической игры
3. Влияние дидактической игры на развитие нравственных чувств детей младшего школьного возраста
4. Организация процесса развития нравственных чувств средствами дидактической игры
5. Примеры дидактических игр, используемых для развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

На этом этапе следование нравственным принципам и нормам поведения обусловлено внутренним принятием их личностью. Переработанные интеллектуальной и эмоциональной сферой личности, данные нормы становятся устойчивым требованием школьников к себе, убеждением.
Педагогическая задача – акцентирование в самооценке личности внимания на значимости нравственной ответственности за последствия своих слов, эмоциональных проявлений, действий.
Выделенные этапы процесса нравственного развития ребенка в системе нравственного воспитания носят, конечно, условный характер. Однако эта условность позволяет с большей ясностью обозначить психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие сам процесс нравственного воспитания. Здесь предполагается сочетание педагогических средств и способов включения школьников в моральную рефлексию и нравственную сенсорику, самостоятельный поиск нравственных основ жизни и путей самоопределения.
Содержание процесса – в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и действий школьников к нравственно ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации. Технология процесса связана с осознанием, эмоциональным переживанием и практическим принятием школьниками нравственных норм поведения.
Система руководства дидактической игрой состоит из двух блоков: организационно-педагогическое обеспечение игры, непосредственное педагогическое руководство игровой деятельностью детей [3;14-15]. Первый блок включает следующие вопросы методики: подбор и группировка игр, выбор игры в соответствии с педагогическими целями и задачами данного урока, воспитательного мероприятия; определение ее места в различных формах организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, в ряду других средств обучения и воспитания; определение оптимального количества играющих; расчет времени на игру в структуре занятия; выбор дидактических материалов и пособий для игры.
Второй блок – непосредственное педагогическое руководство игровой деятельностью детей – содержит три этапа руководства: установочно-подготовительный (вызывает интерес и желание детей играть), функциональный (обеспечивает реализацию воспитательных возможностей всех структурных компонентов дидактической игры), завершающий (подведение итогов игры, актуализация результатов в процессе деятельности).
Ключевым моментом педагогического руководства игровой деятельностью, мы считаем воздействие на игровое состояние детей. Используют следующие приемы: проблемная постановка игровой задачи, элементы сюрпризности, символика, костюмирование, поиск, сказочный персонаж, аллегория, гиперболизация, олицетворение, соревнование, шутка, юмор, жребий и др. Поддержка игрового состояния детей является важнейшим условием, сохраняющим признаки дидактической игры, как игры, а не как учебного упражнения.
При проведении дидактической игры с целью развития нравственных чувств детей младшего школьного возраста, следует учитывать возрастные особенности детей. Гранач Л.В. указывает на различия в отношении к игре и способах игровой деятельности детей 1-х – 4-х классов [3;9]. В начале первого класса дети больше играют в одиночку или парами. Они с большим интересом принимают игры, которые содержат элементы воображения, сюрпризности, неожиданности. Во 2-м классе дети предпочитают уже такие игры, где есть возможность показать свои способности и знания, утвердить себя в классном коллективе. Больше всего их привлекают игры, которые содержат элементы соревнования. Вначале они переживают за личную победу, потом это желание расширяется и дети переживают за успех всей команды.
Для учащихся 3-4 классов становится важен не только процесс, но и результат игры: угадать, найти новое решение, разыграть диалог, организовать взаимодействие. Проявляется чувство коллективизма, возникает желание помочь друг другу. В процессе игры дети сами вырабатывают способы общения и взаимодействия. Важным мотивом участия в игре остается для них соревнование.

















5. Примеры дидактических игр, используемых для развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста

Дидактическая игра «Собери букет» (для 1 кл.)

Цель: помочь детям выявить нравственные качества человека, способствовать сплоченности коллектива.

Правила игры: Каждый ребенок на листочке (которые заготовлены заранее) пишет название цветка, который больше всего нравится. Этот цветок – листок ребенок держит перед собой.
Детям предлагается сорвать каждому по три цветка, которые особенно нравятся. Но, срывая цветок (забирая листок), необходимо назвать самое хорошее качество того, у кого взят цветок.

Ход игры: дети по очереди выходят и собирают цветы (листочки), каждый раз называя лучшие качества своих одноклассников.
Последний «букет» собирает учитель. Он берет листочки – цветы у тех, кто остался и называет лучшие качества этих ребят.

Выводы: эта дидактическая игра формирует и закрепляет у детей знания нравственных качеств личности, способствует улучшению психологического климата в коллективе, сплоченности, дружбе детей. Благодаря участию в игре педагога – нет обиженных детей, все слышат о себе хорошее, задумываются о своих «качествах».


Дидактическая игра «Умеем общаться» (для 3-го кл.)

Цель: развивать в детях умение общаться друг с другом, формировать чувство уважения друг к другу, дружеские взаимоотношения, способствовать сплоченности коллектива, развивать у детей способность к рефлексии.

Правила игры: Ведущий бросает выбранному им игроку мяч и произносит фразу, начиная общий разговор. Тот, кому он бросил мяч, продолжает начатое и выходит к столу. И так до тех пор, пока фраза, мысль или рассказ не будут закончены.

Ход игры: Педагог дает детям поиграть, вместе с ними анализирует ситуации общения. Он может сам включаться в игру и подключить к ней детей, которым не бросили мяч.
- А теперь сосредоточьтесь и закрасьте три кружочка, лежащие у вас на парте, разными цветами: голубым, зеленым, фиолетовым. (Такие кружочки учитель заранее кладет детям на парты.)
- Голубой кружочек вы дарите самому вежливому в общении. Его фамилию вы пишите на оборотной стороне. Зеленый – самому уступчивому, а фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.
Дети подписывают кружочки. Педагог собирает их и кладет на парты тем, чьи фамилии там значатся.
- Посмотрим, у кого самый большой урожай получился. Как вы думаете, почему?
- Пусть каждый, у кого есть, и у кого нет кружочков, задумается, надо ли ему что-либо изменить в общении с другими.

Выводы: игра позволяет проанализировать различные ситуации общения, через развитие нравственных чувств формировать нравственное поведение детей, развивает способность к рефлексии, тем самым делает нравственное поведение осознанным.


Дидактическая игра «Подбери слово» (для 1 – го кл.)

Цель: учить детей давать характеристику поступкам людей, формировать способность к рефлексии

Правила игры: педагог предлагает детям различные ситуации, а дети подбирают слова, характеризуя тем самым тот или иной поступок ребенка.

Ход игры: Учитель предлагает детям различные ситуации, например:
«Сережа собирал из конструктора модель самолета, но у него никак не получалось. Пришел Костя и помог ему. Костя – молодец, он …(хороший товарищ)».
« Марина ела конфеты. Одну съела, вторую, третью… А рядом стояли одноклассники и смотрели на нее. Марина…(жадная)».
«Игорь помог младшему брату одеться на улицу. Он…(заботливый, внимательный) и т.д.

Выводы: так же как и предыдущая, данная игра позволяет через развитие нравственных чувств формировать нравственное поведение, развивает у детей способность к рефлексии. Дети вместе с учителем анализируют различные ситуации: правильно ли поступил тот или иной ребенок, а как надо было поступить и т.п.
Заключение

Анализ представлений о дидактической игре подводит нас к следующему ее определению: дидактическая игра выступает как особая форма детской деятельности, осуществляемой под руководством педагога, направленной на развитие интересов ребенка, выражающейся в том, что ребенок сам ставит перед собой увлекательные задачи, преодолевает трудности и получает удовольствие от процесса и результата деятельности, представляющей педагогическую ценность.
Структура дидактической игры, оцениваемая с педагогической точки зрения, выступает как взаимосвязь следующих компонентов: предигровой и игровой ситуации, игрового состояния, учебных и игровых задач, неигровых и игровых правил, действий, учебно-воспитательного и игрового результата.
Дидактическая игра в воспитательном аспекте представляет собой полифункциональное педагогическое средство. Она выступает, во-первых, как носитель содержания воспитания: специально создаваемые педагогикой игры выполняют задачи умственного, нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания. Во-вторых, дидактическая игра рассматривается как самостоятельный, обеспеченный специфическими приемами, метод обучения и воспитания, воздействующий на эмоциональную и интеллектуальную сферу школьника, стимулирующий его деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
Функции умственного и нравственного воспитания, как стержневые в развитии личности, успешно реализуются при условии создания системы игр. Другим условием, является использование структурных компонентов игры в качестве опорных точек для принятия методических решений. В частности, специфических приемов требуют предигровая ситуация (постановка задач, разъяснение правил), функциональное развертывание игры (налаживание взаимодействия, регулировка отношений), результативно-оценочный этап (коллективный анализ, выработка общественного мнения). В качестве специального объекта деятельности педагога мы вычленяем игровое состояние на всех этапах осуществления дидактической игры.
Дидактическая игра делает учебный процесс более значимым и интересным, активизирует интеллектуальные способности, гармонизирует общение и взаимодействие в коллективе, способствует развитию нравственных чувств, регуляции нравственных отношений, создает условия для самореализации личности.
Список литературы:

1. Воронова О.А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника. Иркутск, ИГПУ, 2006.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М., Просвещение, 1989.
3. Гранач О.А. Воспитательные функции дидактической игры в начальной школе. М., 1989.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Просвещение, 1979.
5. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., Посвещение, 1985.
6. Краткий словарь по философии. М., Просвещение, 1985.
7. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса. Новосибирск, НГПУ, 1995.
8. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб, Питер, 1998.
9. Сахаров В.А. Развитие и воспитание нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Киров, КГПУ, 1998.
10. Сычева Т.Ю. Нравственные ценности младших школьников. Рубцовск, Университет Российской академии образования, Рубцовский филиал, 2005.
11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., Просвещение, 1974. – т. 9.
12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., Академия, 1999.
13. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М., Владос, 1999.












2

Список литературы:

1. Воронова О.А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника. Иркутск, ИГПУ, 2006.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М., Просвещение, 1989.
3. Гранач О.А. Воспитательные функции дидактической игры в начальной школе. М., 1989.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Просвещение, 1979.
5. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., Посвещение, 1985.
6. Краткий словарь по философии. М., Просвещение, 1985.
7. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса. Новосибирск, НГПУ, 1995.
8. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб, Питер, 1998.
9. Сахаров В.А. Развитие и воспитание нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Киров, КГПУ, 1998.
10. Сычева Т.Ю. Нравственные ценности младших школьников. Рубцовск, Университет Российской академии образования, Рубцовский филиал, 2005.
11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., Просвещение, 1974. – т. 9.
12. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., Академия, 1999.
13. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. М., Владос, 1999.

Вопрос-ответ:

Какую роль игра может играть в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста?

Игра является важным средством воспитания нравственных чувств у детей младшего школьного возраста. Она позволяет детям понять моральные нормы и ценности, развить эмпатию, совместные действия, регулирование поведения и другие нравственные качества.

Что такое дидактическая игра и какова ее структура?

Дидактическая игра - это педагогическое средство, которое призвано развить определенные умения и навыки у детей через игровую деятельность. Она состоит из введения, хода и вывода игры. Введение - это знакомство детей с правилами и целями игры. Ход - это основная часть игры, в которой дети выполняют различные задания и игровые действия. Вывод - заключительная часть игры, где обсуждаются полученные результаты и уроки.

Как дидактическая игра влияет на развитие нравственных чувств у детей младшего школьного возраста?

Дидактическая игра способствует формированию и развитию нравственных чувств у детей. Она помогает детям осознать правила справедливости, эмпатию, ответственность, толерантность и другие нравственные ценности. Игра также учит детей уважать других и уметь принимать решения на основе моральных принципов.

Как организовать процесс развития нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с помощью дидактической игры?

Для организации процесса развития нравственных чувств с помощью дидактической игры, педагог должен выбрать подходящую игру, которая соответствует возрастным особенностям детей. Затем педагог должен объяснить цель и правила игры, провести необходимые демонстрации и обеспечить активное участие детей. В конце игры необходимо провести обсуждение и анализ результатов.

Какая роль игры в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста?

Игра играет важную роль в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста. Она помогает развивать у детей моральные ценности, эмпатию, ответственность, умение сотрудничать и принимать решения. Играя, дети осознают свои поступки и их последствия, чувствуют себя важными и комфортно, а также учатся учитывать интересы других людей.

Что такое дидактическая игра и какова ее структура?

Дидактическая игра – это специально разработанная игра, направленная на достижение конкретных целей обучения или воспитания. Она обычно состоит из определенного сюжета, правил, задач и материалов, которые помогают детям осваивать новые знания и навыки. Структура дидактической игры может варьироваться в зависимости от ее целей, но обычно она включает в себя введение, основную часть и заключение.

Как влияет дидактическая игра на развитие нравственных чувств детей младшего школьного возраста?

Дидактическая игра дает ребенку возможность учиться и практиковать нравственные ценности в практической и жизненной ситуации. Она помогает развивать у детей эмоциональное восприятие, социальные навыки, самоконтроль, а также формирует понимание межличностных отношений и взаимозависимости. Игра также помогает детям осознавать и понимать правила и нормы поведения, а также принимать собственные решения на основе моральных принципов.

Как организовать процесс развития нравственных чувств детей с помощью дидактической игры?

Для организации процесса развития нравственных чувств детей с помощью дидактической игры необходимо выбрать соответствующие игры и материалы, создать комфортную и безопасную обстановку. Важно предоставить детям возможность самостоятельно исследовать и определять свои границы, а также задавать вопросы, чтобы привлечь их внимание к моральным аспектам игры. Также важно обсуждать с детьми их эмоции и оценивать результаты игры, для того чтобы они могли анализировать свое поведение и понимать моральные уроки.

Какие методы используются для нравственного воспитания детей младшего школьного возраста?

Один из методов нравственного воспитания детей младшего школьного возраста - это дидактическая игра. Она позволяет формировать нравственные чувства и ценности у детей, развивать их эмоциональную сферу и социальные навыки.

Что такое дидактическая игра и какова ее структура?

Дидактическая игра - это специально разработанные игровые формы и методы обучения, направленные на достижение образовательных целей. Она состоит из подготовительной части (ознакомление с правилами и задачами игры), основной части (практическое выполнение задач) и заключительной части (обсуждение и обобщение полученных результатов).

Как дидактическая игра влияет на развитие нравственных чувств детей младшего школьного возраста?

Дидактическая игра способствует формированию нравственных чувств у детей младшего школьного возраста. В процессе игры они учатся принимать правильные решения, развивают эмпатию к другим людям, осознают важность добра и справедливости. Она также помогает развивать коммуникативные навыки и взаимодействие со сверстниками.

Как организовать процесс развития нравственных чувств средствами дидактической игры?

Для организации процесса развития нравственных чувств средствами дидактической игры необходимо определить цели и задачи игры, подобрать подходящие игровые формы и методы, создать атмосферу доверия и поддержки, активно участвовать в игре вместе с детьми, а также проводить дальнейшую обработку и обсуждение полученных результатов.