Мемуары чиновнима (Ф.Ф. Вигель) об истории служивого сословия в России
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 15.02.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Характеристика российского чиновничества и понятие чиновника. Восприятие государственной службы по свидетельствам чиновников
Глава II. Особенности описания чиновничества как социальной группы в мемуарах Ф.Ф.Вигеля
Заключение
Список использованной литературы
Наказаниям за упущения по службе подвергались и чиновники. При медленном решении дел или несвоевременном представлении ведомостей и отчетов виновным задерживали выплату жалованья или, приставив охрану, их запирали «безвыходно» в учреждении до окончания работ. Из известных фактов использования такого способа повышения работоспособности чиновников последний по времени относится к середине 1860-х годов и связан с деятельностью писателя-сатирика и публициста М.Е. Салтыкова-Щедрина в качестве председателя Пензенской казенной палаты. Однажды, когда возникла необходимость срочно получить отчет из Краснослободского уездного казначейства, он предписал «арестовать» бухгалтера и его помощника и «держать их запертыми в помещении казначейства до тех пор, пока они не изготовят отчета и не доставят его в Пензу». Тем не менее уже в 1-и половине XIX века гражданская служба становится легче: отошли в прошлое суровые наказания канцелярских служителей, сократился рабочий день. По воспоминаниям Г.И. Мешкова, поступившего в 1825 году копиистом в Пензенское губернское правление, чиновники собирались к должности к 9 часам, а выходили в 6, иногда в 7 часов вечера. В среду и субботу, когда не отправляли почту, служащие уходили в час дня. В первой половине XIX века низшие исполнительные места в губернских и столичных учреждениях по-прежнему заполняли дети канцелярских чиновников и служителей, семинаристы, выходцы из других, часто малообеспеченных слоев населения. В условиях жесткой сословной структуры общества крепостной России отличия в сословном и имущественном положении старших и младших чиновников определяли характер их служебных отношений. «...Тогдашние помещики, занимавшие преимущественно на государственной службе высшие должности и привыкшие грубо и дерзко обращаться со своими крепостными крестьянами, точно так же поступали и на службе с лицами им подчиненными...» - писал впоследствии В. И. Глориантов, служивший в 1840-1860-е годы в Нижнем Новгороде. Очевидно, что проявление власти начальника в столь откровенной форме было не повсеместным явлением.
А вот у Вигеля мы находим высказывание о бюрократии: «...Чертоги коллегии наполнились чиновниками. Можно было ужаснуться собравшегося полчища. Прежние барьеры при Александре были сняты, число определяемых без жалованья ничем не было ограничено, выгода влекла к сему роду службы. (...) Исключая дежурства, весь этот народ не знал никакой другой службы; самолюбие у многих ограничивалось желанием схватить даром чина два-три». Бюрократ 1820-х годов, «коль скоро получит место сколь-нибудь видное, думает быть министром. Он делается горд, в обращении холоден и в то же время словоохотлив, но с теми, которые в молчании по целым часам готовы его слушать... Как бы ни мало было занимаемое им место, он заставляет просителей дожидаться в передней, обходится сними свысока и даже берет взятки, как-будто собирает дань с побежденных».
Как также отмечает Ф. Ф. Вигель, «казалось, все способствовало возвышению в мнении света презираемого дотоле звания канцелярских чиновников, особенно же приличное содержание, которое дано бедным, малочиновным людям и которое давало им средства чисто одеваться и в свободное время дозволительные, не разорительные, не грубые удовольствия». Вот один из анекдотов, содержащихся в «Записках» Ф. Ф. Вигеля, о значении чина. Чин, особенно гвардейский, накладывал на человека немало обязательств. Гвардеец должен был сам заказать и оплатить себе обмундирование, а оно вместе с золотым шитьем и тонким бельем стоило дорого; также обмундирование своего денщика. Он должен был держать коляску и столько лошадей, сколько ему положено по штату: генералы ездили цугом, т.е. шесть лошадей, запряженные в три ряда попарно; полковники и майоры - четвернею, обер-офицеры (младщие офицеры) - парою. В обществе ходил такой анекдот: «Одна московская дама спросила у английского путешественника, какой чин имеет Питт? Тот никак не умел отвечать ей на это. Тогда генеральство ездило цугом, а штаб-офицеры четверней. «Ну, сколько лошадей запрягает он в карету?» - спросила она. «Обыкновенно ездит парой», - отвечал он. «Ну, хороша же великая держава, у которой первый министр только капитан», - заметила она. К середине XIX века эти пороки поразили все звенья государственного аппарата, стали обычным и повсеместным явлением. Бесконтрольность должностных лиц, низкий нравственный и образовательный уровень, мизерные оклады, бумаготворчество и многоступенчатость в прохождении бумаг - все это благоприятствовало расцвету взяточничества и казнокрадства, определивших собой период правления Николая I. Вигель отмечает, что взяточничество не презиралось. Наоборот, был своеобразный героизм в роскошных праздниках солевозной комиссии и кутежах землемеров во время генерального межевания, «которые, идя в баню, поддавали пару не иначе как шампанским...». Рассказы о выдающихся казнокрадах передавались от одного поколения чиновников к другому и, обрастая вымышленными фактами, становились легендами. На протяжении не одного десятилетия неизменной статьей неправедных доходов чиновников многих губерний служили «соляные операции». Добыча соли всегда была связана с крупным казнокрадством. Например, из Илецкого месторождения (Оренбургская губерния), где вырабатывались сотни тысяч пудов соли и получались сотни тысяч рублей, до середины 1840-х годов в казну поступало не более 180 - 200 рублей, остальная сумма оседала в карманах чиновников, которые наживали там огромные капиталы. Неизменные доходы приносили транспортировка и хранение соли. В данном случае умение заключалось в том, чтобы потопить барку «с солью», предварительно продав эту соль, или воспользоваться затоплением соляных амбаров во время наводнения и «...показать утекшую (для казны) такую соль, которая была продана или в преддверии наводнения или после». Важными источниками неправедных доходов были приношения откупщиков питейных сборов, заведывание казенными крестьянами, а также всякого рода общественные работы, заготовления и подряды. Не дать запрашиваемую сумму - означало обречь себя на многолетнюю волокиту или проиграть дело, так как решение его полностью зависело от воли чиновника, который мог при желании повернуть все в противоположную сторону. В середине XIX века в центральных учреждениях существовали более «тонкие» способы «проведения дел». В департаменте полиции, по слухам, для получения взяток существовала особая агентура, которая находилась в счетном отделении, «как наименее влияющем на дела и, следовательно, наименее могущем возбудить подозрение». Отношение общества к допускавшим злоупотребления было более чем терпимым: «кто много «получал», тот и высоко почитался, кто получал мало или ничего не получал, кроме жалованья, тот мелко плавал в общественном мнении». Отсутствие надлежащего контроля за деятельностью правительственного аппарата порождало беззаконие и беспримерное взяточничество. Пагубные последствия этих явлений для общества и меры, необходимые к «истреблению лихоимства», неоднократно обсуждались в Сенате и в специально созданных комиссиях. Однако эти пороки бюрократии продолжали существовать и более того - прогрессировать. Злоупотребления вытекали из самой жизни и состояния общества, поэтому их нельзя было ликвидировать росчерком пера или очередным указом. «Правительство искушает честность, оставляя ее в бедности», - писал по этому поводу в 1803 году публицист и директор Царскосельского лицея В. Ф. Малиновский. Почти двадцать лет спустя ту же мысль высказал член Государственного совета адмирал Н. С. Мордвинов: «Доколе правосудие в России не будет достаточно вознаграждаемо удовлетворением всех необходимых нужд исполнителей оного, то правда не воссядет на суде, ибо правду водворить не можно там, где скудость обитает! Она несовместима с нищетой...». В правительственных кругах взятки признавались злом, но при низком жалованьи служащих - злом неизбежным и неискоренимым. Как отмечалось в «Записке» созданного в 1827 году Комитета для соображения законов о лихоимстве, «...близкое к нищете положение большей части посвящающих себя гражданской службе часто самого благорасположенного и лучшей нравственности чиновника невольным образом превращает во врага правительству...».
Заключение
Выводы по работе можно сделать следующие. Тип чиновника первой половины XIX века сформировался под влиянием системы административного управления, к середине века получившей окончательное завершение. Основанная на принципах строгой дисциплины, служебной иерархии и признании высшего авторитета - неограниченной власти императора, эта система отводила довольно скромное место всем остальным структурам власти, рассматривая их лишь в качестве беспрекословных исполнителей высочайшей воли. Деятельность государственной машины, обеспечивающей иллюзорное могущество, была условной по характеру и канцелярской по содержанию. Приводивший ее в движение чиновник относился к низшей и самой многочисленной категории гражданских служащих. Чаще всего он происходил из среды подъячих, канцелярских чиновников, духовенства, реже - из податных сословий и, будучи выходцем из малообеспеченных слоев населения, был незащищен в материальном отношении. Гражданская служба для него - способ прокормить себя. Такой чиновник службу начинал с низших канцелярских должностей и к концу своей карьеры нередко достигал чина коллежского асессора, а с ним - заветного потомственного дворянства. Иногда этот путь растягивался на два и даже три поколения. Жизнь и условия службы подвергали постоянным испытаниям нравственность чиновника, формируя, в конечном итоге, если не безнравственного, то очень терпимого в этом отношении человека. Поступая на гражданскую службу, он попадал под власть высших чиновников и начальников, происходивших в основном из дворян-помещиков. В основе их отношений лежало сознание «несоизмеримости между господином и слугой». Отсюда - вседозволенность, надменность, спесь одних и бесправие, угодничество и низкопоклонство других. Низкие оклады, не обеспечивавшие нормальные условия жизни, толкали чиновника на путь должностных преступлений, злоупотреблений и взяточничества. Этот чиновник был неотъемлемой частью породившей его административной системы управления, ее основным работником и основной движущей силой и так же, как сама система, был обречен новыми условиями жизни. Свидетели крутых поворотов российской истории иногда тешили себя надеждой, что николаевский чиновник умер, но каждый раз надежда была напрасной - он бессмертен, как бессмертны черты, составляющие его суть и определяющие само понятие «чиновник».
Список использованных источников и литературы
I. Источники
Вигель Ф. Ф. Записки чиновника. В 6 частях. 3 тт. М.: 2001
Хрестоматия по истории государства и права СССР (часть первая: «Дооктябрьский период») / под редакцией Ю. П. Титова и О. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1990 – 480 с.
II.Литература
Лотман Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб: 1994 – 399 с.
Никитин С. А. Источниковедение по истории СССР. XIX век. http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/nikitin
Писарькова Л. Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII - первой половине XIX века. Электронная библиотека Рената Гумерова http://www.gumer.info
Романович-Славятинский. А. Дворянство в России. М.: 1997 – 344 с.
Цейтлин Р. С., Сергеев С. А. История государственного и муниципального управления в России. М.: 2001 – 116 с.
Шепелев Л.Е. Чиновничий мир России. XVIII - начало ХХ в. СПб.: 1999 – 328 с.
Табель о рангах //Хрестоматия по истории государства и права СССР (часть первая: «Дооктябрьский период») / под редакцией Ю. П. Титова и О. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1990 – С.276
Писарькова Л. Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII - первой половине XIX века. Электронная библиотека Рената Гумерова http://www.gumer.info
Шепелев Л.Е. Чиновничий мир России. XVIII - начало ХХ в. СПб.: 1999 – С.116
Писарькова Л. Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII - первой половине XIX века. Электронная библиотека Рената Гумерова http://www.gumer.info
Цит. По Н. В. Гоголь. Собр. соч. т.2
Писарькова Л. Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII - первой половине XIX века. Электронная библиотека Рената Гумерова http://www.gumer.info
Цит. По А. Гвоздев. Воспоминания. Шепелев Л.Е. Чиновничий мир России. XVIII - начало ХХ в. СПб.: 1999 – 328 с.
Цейтлин Р. С., Сергеев С. А. История государственного и муниципального управления в России. М.: 2001 – С.65
Цейтлин Р. С., Сергеев С. А. История государственного и муниципального управления в России. М.: 2001 – С.66
Писарькова Л. Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII - первой половине XIX века. Электронная библиотека Рената Гумерова http://www.gumer.info
Никитин С. А. Источниковедение по истории СССР. XIX век. http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/nikitin
Лотман Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб: 1994 – С.189
Вигель Ф. Ф. Записки чиновника. В 6 частях. 3 тт. М.: 2001 – Т. 1 С.154
Вигель Ф. Ф. Записки чиновника. В 6 частях. 3 тт. М.: 2001 – Т. 1 С.158
Романович-Славятинский. А. Дворянство в России. М.: 1997 – С.171
Вигель Ф. Ф. Записки чиновника. В 6 частях. 3 тт. М.: 2001 – Т. 1 С.166-167
Вигель Ф. Ф. Записки чиновника. В 6 частях. 3 тт. М.: 2001 – Т. 2. С.188
Цит. По Глориантов В. В. Воспоминания. Ссылка на него см. Шепелев Л.Е. Чиновничий мир России. XVIII - начало ХХ в. СПб.: 1999 – 328 с.
Вигель Ф. Ф. Записки чиновника. В 6 частях. 3 тт. М.: 2001 – Т.2 С. 127
Вигель Ф. Ф. Записки чиновника. В 6 частях. 3 тт. М.: 2001 – Т. 2 С. 141
Писарькова Л. Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII - первой половине XIX века. Электронная библиотека Рената Гумерова http://www.gumer.info
3
I. Источники
1.Вигель Ф. Ф. Записки чиновника. В 6 частях. 3 тт. М.: 2001
2.Хрестоматия по истории государства и права СССР (часть первая: «Дооктябрьский период») / под редакцией Ю. П. Титова и О. И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1990 – 480 с.
II.Литература
3.Лотман Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб: 1994 – 399 с.
4.Никитин С. А. Источниковедение по истории СССР. XIX век. http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/nikitin
5.Писарькова Л. Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII - первой половине XIX века. Электронная библиотека Рената Гумерова http://www.gumer.info
6.Романович-Славятинский. А. Дворянство в России. М.: 1997 – 344 с.
7.Цейтлин Р. С., Сергеев С. А. История государственного и муниципального управления в России. М.: 2001 – 116 с.
8.Шепелев Л.Е. Чиновничий мир России. XVIII - начало ХХ в. СПб.: 1999 – 328 с.
Вопрос-ответ:
Какими особенностями характеризуется российское чиновничество?
Российское чиновничество характеризуется определенными особенностями. Во-первых, чиновники занимали важное место в государственной жизни и обладали значительными привилегиями. Во-вторых, их служба была на всю жизнь и передавалась по наследству. Также, чиновники обязаны были следовать строгим правилам и действовать в интересах государства.
Каким образом чиновники воспринимали государственную службу?
Согласно свидетельствам чиновников, восприятие государственной службы было двояким. С одной стороны, некоторые чиновники испытывали гордость и чувство служения отечеству. Они видели в службе возможность повысить свой статус и достичь высоких постов. С другой стороны, некоторые чиновники считали службу ограничивающей и утомительной, и старались избегать ее или получить выгоды от своего положения.
Как описывается чиновничество как социальная группа в мемуарах Ф.Ф. Вигеля?
Мемуары Ф.Ф. Вигеля дают нам интересный взгляд на чиновничество как социальную группу. В его мемуарах чиновники изображаются как люди с особым образом жизни, с определенными целями и стремлениями. Вигель описывает их поведение и отношения друг с другом, а также рассказывает о том, как изменения в государственной политике влияли на их положение и статус.
Какие наказания предусматривались для чиновников за упущения по службе?
За упущения по службе чиновникам могли грозить наказания. Например, при медленном решении дел или несвоевременном представлении ведомостей и отчетов им могли задерживать выплату жалованья или приставлять охрану. Это служило мерой давления на чиновников и стимулировало их к более активной и ответственной службе.
Какую информацию дает нам мемуары Ф. Ф. Вигеля о российском чиновничестве?
Мемуары Ф. Ф. Вигеля дают нам информацию о характеристике российского чиновничества и понятии чиновника, а также восприятии государственной службы по свидетельствам чиновников.
Какие особенности описания чиновничества как социальной группы можно обнаружить в мемуарах Ф. Ф. Вигеля?
В мемуарах Ф. Ф. Вигеля можно обнаружить особенности описания чиновничества как социальной группы, включая информацию о наказаниях за упущения по службе и о медленном решении дел или несвоевременном представлении ведомостей и отчетов.
В чем заключаются особенности восприятия государственной службы по свидетельствам чиновников, описанным в мемуарах Ф. Ф. Вигеля?
В мемуарах Ф. Ф. Вигеля описывается восприятие государственной службы, включая применение наказаний, задержку выплаты жалованья и приставление охраны к виновным чиновникам.
Какие наказания могли применяться к чиновникам за упущения по службе по свидетельствам мемуаров Ф. Ф. Вигеля?
По свидетельствам мемуаров Ф. Ф. Вигеля, чиновники могли подвергаться наказаниям, включая задержку выплаты жалованья и приставление охраны.
Какие упущения по службе могли приводить к наказаниям в виде задержки выплаты жалованья или приставления охраны, по словам Ф. Ф. Вигеля?
Ф. Ф. Вигель пишет, что упущения по службе, такие как медленное решение дел или несвоевременное представление ведомостей и отчетов, могли приводить к наказаниям в виде задержки выплаты жалованья или приставления охраны к виновным чиновникам.
Какие особенности имело российское чиновничество?
Российское чиновничество имело несколько особенностей. Во-первых, оно было очень иерархичным, с разделением на различные чины и должности. Во-вторых, чиновники пользовались привилегиями и имели ряд привилегий, таких как освобождение от налогов и получение жалованья. В-третьих, служба в государственной должности сопровождалась строгими правилами и наказаниями за упущения и нарушения служебной дисциплины.
Какие наказания могли быть применены к чиновникам в случае нарушения служебной дисциплины?
За упущения и нарушения служебной дисциплины чиновники могли быть подвергнуты различным наказаниям. Например, при медленном решении дел или несвоевременном представлении ведомостей и отчетов им задерживали выплату жалованья или приставляли охрану. Также чиновники могли быть освобождены от должности, перемещены на другую должность или даже лишены государственной службы.