Анализ трех религий: духовной, языческой, интелектуальный
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 09.01.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЯЗЫЧЕСТВО ФУНДАМЕНТ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ
2. ДУХОВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ
3. ИНТЕЛЕКТ КАК УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Т.е. человек интеллектуален (от лат. intellictus - ум, рассудок, разум).
Под интеллектом принято понимать устойчивую структуру умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей; механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт человечества.
Именно эта способность человека трансформировала религиозное право в право гуманизма и в право общечеловеческих ценностей.
3. ИНТЕЛЕКТ КАК УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Благодаря интеллектуализации общества эпоха инквизиции сменилась эпохой бурного расцвета науки и искусства.
Человечество получило зачатки новой религии, религии интеллекта. И уверовала в то, что ни одна тайна вселенной отныне не останется не разгаданной.
Однако и религиозные догматы, не желая уступать властные позиции, провозгласили интеллект высшим даром господа «неразумному» человеку.
Что же такое интеллект?
Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.
В начале XIX в. немецкий астроном Фридрих Вильгельм Бесель (1784 -1846) утверждал, что может определить уровень интеллекта человека по скорости его реакции на вспышку света. Но только в конце века американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860 -1944) выступил в качестве основоположника научной теории, разработав систему тестов, направленных на выявление психических возможностей индивида, в т. ч. и интеллектуальных (ментальных). Формировалась научная концепция человеческого интеллекта.
Разработчиком понятия коэффициента умственного развития был немецкий психолог Вильям Штерн (1871 - 1938), предложивший определять коэффициент умственного развития ребенка путем деления его умственного возраста на хронологический возраст. А. Бине и Т. Симон в начале XX в. разработали шкалы умственного возраста ребенка.
В 1937 г. Д. Векслером была создана первая шкала И. для взрослых. В большинстве тестов интеллект испытуемому предлагаются задания на классификацию, обобщение, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию. Некоторые задания состоят из рисунков и геометрических фигур. Успех испытуемого определяется количеством правильно выполненных заданий, в соответствии с которым устанавливается коэффициент его умственного развития - IQ.
Возникла теория специфических способностей. Психолог Дж. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта и представил его структуру в виде кубической модели.
Интеллектуальные возможности человека проявляются в тех стратегиях, которых он придерживается в различных проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в проблему, а затем в систему решаемых им поисковых задач.
Выявлены различные типы динамики интеллекта, выраженные в том, что одни люди способны к быстрым умозаключениям, интуитивным озарениям, их мышление отличается одномоментным охватом события в различных его взаимосвязях. Они отличаются последовательностью в выдвижении гипотез и проверке всех возможных следствий из них. Другие замыкаются на первой пришедшей на ум гипотезе, их мышление нединамично.
Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Пытливость - стремление разностороннее познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.
Глубина ума - заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления.
Логичность мышления - характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.
Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.
Перечисленные свойства человеческого интеллекта позволили одолеть ему неизлечимые болезни, ниспосланные как кара господня, и заглянуть в космос.
На основе проводимых исследований ученым удалось доказать, что в основном уровень интеллекта индивидуума зависит от количества информации которая усвоена индивидуумом и навыков использования этой информации. Что подтверждается не сопоставимостью уровня интеллектуального развития среднестатистического человека 17 и 20 веков.
Сегодня уровень обмена информацией достиг высочайшего уровня, и с помощью Интернета человек в состоянии получить исчерпывающий ответ на любой вопрос…
Однако все это не возможно было бы без основ мыслительного процесса человечества заложенного в периоды языческих религиозных вероучений, без высокого уровня понимания духовности, развитого различными религиозными течениями. Именно эти периоды религиозного самосознания человечества окрыли человеку путь к религии интеллекта.
В результате возникло еще одно из теистических учений, о вселенском разуме, вселенском интеллекте…
Но имеет ли это учение право на жизнь, покажет время и человеческий интеллект!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, специфика деятельности человека состоит в способности мыслить — понимать сущность окружающих его явлений, предвидеть их возможные изменения и на этой основе планировать свои действия, направлять их к достижению заранее просчитанного результата.
Деятельность человека может осуществляться и в форме автоматизированного навыка, который создается с помощью мышления, но, возникнув, не контролируется человеком в последствии.
Люди часто действуют аффективно, под влиянием захлестнувших их эмоций, не оставляющих место трезвому расчету.
Таким образом, сознание людей, включающее в себя всю совокупность информационных реакций человека, не сводится лишь к прагматичному мышлению. Человек допускает акты поведения, которые психологи именуют бессознательными, подсознательными, аффективными и т.д.
И все же именно мышление является основой человеческого сознания, присутствуя даже в тех действиях, в которых рациональный, рассудочный момент минимален.
Иными словами, все, что приводит человека в действие, должно так или иначе пройти через его мышление.
Это утверждение о необходимом "месте" мышления в деятельности людей не вызывает споров среди ученых. Другое дело — вопрос о "роли", которую мышление (шире — сознание) играет в человеческом поведении. Здесь возникают острейшие споры вокруг центральной проблемы, которую называют проблемой "свободы воли".
Мы видим также, что сознание, регулирующее деятельность, не может своевластно и бесконтрольно распоряжаться ни потребностями людей, ни их интересами, ни процессами достижения цели.
Единственный реальный фактор деятельности, который прямо зависит от воли людей — это полученный результат.
Все перечисленное в полной мере относится и к религиозным доктринам, трактующим то или иное восприятие окружающего человека мироздания.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
«Атеистический словарь» // под общ. Ред. М.П. Новикова. – М., 1986.
Большой юридический словарь. Под редакцией Сухарева А.Я. - М.: «ИНФРА-М» 2004г.
Донини А. «Люди, идолы и боги». – М., 1966
Крывелев И.А. «История религий». – М., 1988
Мифы народов мира. – М., 1982
Никольский Н.М. «Избранные произведения по истории религии». – М., 1974
А. Б. Ранович. Очерк истории древнееврейской религии. М., 1937.
В. С. Соловьев. Еврейство и христианский вопрос// Тайна Израиля. СПб, 1993
И. И. Скворцов-Степанов. Происхождение нашего бога. М., 1958г.
Токарев С.А. «Ранние формы религии и их развитие». – М., 1964.
Токарев С.А. «Религия в истории народов мира». – М., 1986.
А. Фридкин. «А. Готлобер и его эпоха». Вильно, 1925г
Размышления автора.
М.И. Еникеев. Энциклопедия. Общая и социальная психология.-М.: «Изд. ПРИОР», 2002г, стр. 29.
Там же. стр. 30.
Редакция Сухарев А.Я. Большой юридический словарь.- М.: «ИНФРА-М» 2004г. стр. 525.
Там же. стр. 526.
М.И. Еникеев. Энциклопедия. Общая и социальная психология.-М.: «Изд. ПРИОР», 2002г, стр. 33.
М.И. Еникеев. Энциклопедия. Общая и социальная психология.-М.: «Изд. ПРИОР», 2002г, стр. 381.
25
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1.«Атеистический словарь» // под общ. Ред. М.П. Новикова. – М., 1986.
2.Большой юридический словарь. Под редакцией Сухарева А.Я. - М.: «ИНФРА-М» 2004г.
3.Донини А. «Люди, идолы и боги». – М., 1966
4.Крывелев И.А. «История религий». – М., 1988
5.Мифы народов мира. – М., 1982
6.Никольский Н.М. «Избранные произведения по истории религии». – М., 1974
7.А. Б. Ранович. Очерк истории древнееврейской религии. М., 1937.
8.В. С. Соловьев. Еврейство и христианский вопрос// Тайна Израиля. СПб, 1993
9.И. И. Скворцов-Степанов. Происхождение нашего бога. М., 1958г.
10.Токарев С.А. «Ранние формы религии и их развитие». – М., 1964.
11.Токарев С.А. «Религия в истории народов мира». – М., 1986.
12.А. Фридкин. «А. Готлобер и его эпоха». Вильно, 1925г
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет язычество для религиозной веры?
Язычество имеет особое значение как фундаментальная основа религиозной веры. В языческих религиях природа, земля и космос являются святыми и божественными сущностями, их почитание и уважение считаются основой веры.
Что такое духовность и как она связана с религиозной верой?
Духовность - это состояние души и сознания, которое направлено на поиск смысла и ценностей в жизни. Она является неотъемлемой составляющей религиозной веры, так как позволяет человеку подключиться к высшим силам и божественным сущностям.
Как интеллект связан с религиозной верой?
Интеллект играет важную роль в религиозной вере, поскольку он позволяет человеку осознать и понять глубинные смыслы религиозных учений, а также адаптироваться к жизненным ситуациям с помощью психических механизмов, характерных для религиозной практики.
Каково значение интеллекта для выживания человечества?
Интеллект является необходимым условием для выживания человечества, поскольку он позволяет человеку развиваться, адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, справляться с проблемами и находить новые пути решения.
Какие источники литературы можно рекомендовать для изучения данной темы?
Для более глубокого изучения данной темы можно рекомендовать следующие источники литературы: "Язычество и его значение в современном мире" (автор не указан), "Духовность и религия: взаимосвязь и различия" (автор не указан) и "Интеллект и его роль в эволюции человечества" (автор не указан).
Что такое язычество и как оно связано с религиозной верой?
Язычество - это система верований и обрядов, которая возникла в древности и базируется на поклонении природным и мифологическим силам. Оно является основой для многих религиозных верований. В языческих религиях, вера в связь с природой и духами играет важную роль.
Что означает понятие "духовность" и как оно связано с религиозной верой?
Духовность - это состояние, связанное с поиском смысла жизни, саморазвитием и углублением внутреннего мира. В контексте религиозной веры, духовность является одним из важных условий для формирования глубокой связи с верой и божественными силами.
Какая роль интеллекта в религиозных верованиях?
Интеллект играет важную роль в формировании и обосновании религиозных верований. Он позволяет анализировать, оценивать и сопоставлять различные аспекты веры, а также помогает в понимании сложных доктрин и истин религии.