Особенности общения по радио (телевидению)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 33 33 страницы
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 05.01.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Особенности общения с аудиторией радио- и телевещания
1.1Аудитория радио- и телевещания
1.2. Образ выступающего по радио- и телевидению
Глава 2. Основные принципы организации радио- и телевизионной речи
2.1. Двойственная природа радио- и телевизионной речи: социальная и личная ориентированность
2.2. Принцип разговорности
2.3. Принцип диалогизации
2.4. Принцип интимизации
2.5. Принцип удобства звукового воспроизводства и слухового восприятия
3. Правила поведения перед микрофоном и телекамерой
3.1. Поведение на радио
3.2. Поведение на телевидении
Заключение
Используемая литература

Фрагмент для ознакомления

Микрофон и камера вызывают не только определенную психологическую реакцию (например, страх или скованность), но и задают вполне определенные правила обращения с ними и поведения перед ними. Рассмотрим последовательно особенности поведения в радиостудии и в телестудии.
Выступать перед микрофоном на радио легко лишь тем счастливцам, которые совершенно не обращают на него внимания. Они садятся и начинают говорить так свободно, как будто беседуют в знакомой комнате со своими друзьями, а не в пустой студии, где режиссера и инженера можно видеть только через двойное стекло. Главная трудность при выступлении связана с тем, что беседа перед микрофоном - несколько искусственное дело, не встречающееся в жизни: вы находитесь в одиночестве и говорите в пустой комнате. При этом необходимо говорить в своей обычной манере.
Особых навыков требует работа у микрофона. Наиболее частая ошибка неопытных выступающих состоит в том, что они начинают громко говорить в микрофон, на высоких нотах, монотонно и безэмоционально. Нужно учитывать, что некоторые виды микрофонов искажают тембр голоса, возникает отражательная звонкость, когда такие согласные, как т, п, с, ш, ч приобретают выпуклость, более слышны. Указанные недостатки можно преодолеть с помощью четкой артикуляции, несколько сниженного темпа речи, устойчивого выдоха (во избежание взрывного звучания), отчетливых перемен в длительности и высоте за счет изменений в силе звучания.
Не следует изменять расстояние от микрофона. При использовании аппаратуры направленного действия надо говорить прямо в микрофон, учитывая, что он обладает сверхчувствительностью к шумам, возникающим, когда его передвигают, стучат по нему и т.п. Вместе с тем микрофон не должен стеснять свободу движения.
Микрофон подчеркивает голосовые и дикционные дефекты и усиливает малейшую фальшь. Поэтому не случайно перед журналистами, выходящими в теле- и радиоэфир, ведущими программ, дикторами в качестве профессиональной задачи ставится основательная работа по изучению всех вопросов голосообразования, по разработке голоса, совершенствованию его лучших качеств. Эти знания и навыки полезны и для не журналистов.
Таким образом, голос -это все, что имеет выступающий на радио. Его образ в представлении радиослушателя зависит исключительно от восприятия голоса. Хорошо модулированный, резонирующий голос идеален для восприятия. Слишком частое повторение ну, понимаете ли и прочих слов и выражений-«паразитов» особенно раздражает, когда они звучат из радиоприемника.
Было бы заблуждением считать, что если вас не видят во время речи по радио, то можно исключить мимику, жестикуляцию и прочие приемы внешней выразительности. Отказаться от них - значит снизить силу и выразительность голоса.
Остроумные и одновременно полезные практические советы, касающиеся поведения на радио, можно найти в книге «Имидж - путь к успеху» Л. Браун:
- Если вы оказались в радиостудии, следует иметь в виду несколько моментов. Для начала вспомните, что некоторые столы могут превращаться в барабаны, которые будут отзываться на малейший стук ваших пальцев. Стол можно использовать только для того, чтобы класть на него листки с записями, причем если вы будете перемещать их по поверхности абсолютно бесшумно. В противном случае вообще проигнорируйте стол, не касайтесь его.
- Установите расстояние в несколько сантиметров между вашим ртом и микрофоном и старайтесь поддерживать его постоянным в течение всей передачи. Не наклоняйтесь к микрофону каждый раз, когда начинаете говорить.
- Старайтесь сохранять ваш голос по возможности низким, чтобы избежать искажений усилителями звука. Четко произносите гласные и согласные буквы - это замедляет речь быстро-: говорящего человека и способствует лучшему восприятию; речи аудиторией.
- Если вам хочется рассмеяться в ответ на чьи-либо слова, не: делайте этого слишком громко и в высоком диапазоне.
- Не прерывайте ведущего передачи, задающего вам вопрос. Прежде чем отвечать, подождите, пока он закончит говорить. Это же правило справедливо, если выступающих по радио трое, и больше. Радиослушатели не смогут понять нескольких людей, постоянно перебивающих друг друга. Поскольку отсутствует изображение, которое обеспечивает телевидение, слушатели не видят, кто говорит; в результате такая беседа воспринимается ими как беспомощный лепет.
- Если на радио выступают одновременно трое людей или больше и ваш голос звучит почти так же, как у одного из них, имеет смысл упоминать имя (например: «Да, Сергей,, это как раз то, о чем я постоянно думаю»). Этим вы дадите слушателям возможность определить, кто же из вас говорит.
- Если другие люди, находящиеся с вами в эфире, говорят намного больше вас, вы можете почаще обращать на себя внимание ведущего, молча сигналя ему рукой, что вы хотите высказаться.
- Не опасайтесь быть раскованным во время радиоинтервью. Вы прослывете искренним и привлекательным человеком.
- Если во время радиопередачи вам захочется кашлянуть, отвернитесь от микрофона и заглушите звук, кашлянув в сгиб локтя. Можно поинтересоваться заранее, есть ли у микрофона «кнопка прокашливания», которую вы можете нажать, чтобы убрать звук.
3.2. Поведение на телевидении
Поведение на телевидении предполагает особое внимание не только к звучанию речи, но и к внешнему виду и манерам поведения. Крупный план позволяет рассмотреть черты лица говорящего, его мимику, жесты, оценить естественность поведения человека, эмоциональность его выступления. В то же время внешний вид не должен отвлекать аудиторию от обсуждаемых вопросов. Зрителям небезразличны манера поведения выступающего, его жестикуляция, мимика, используемая лексика, пластика движений, дикция, его внешние данные. Отрицательное впечатление производят менторский тон оратора, его скованность, напряженность позы, недостаток словарного запаса, монотонность, скороговорка. Известно, что, если слова говорят одно, а голос другое, зритель поверит голосу; если лицо говорит что-то еще, поверят лицу.
Использовать актерские приемы надо осторожно, ибо любая игра не совместима с выступлением, от которого требуется естественность. Если и пользоваться термином «актерские приемы», то вузком смысле, имея в виду раскованность, умение держаться, правильно использовать жесты, четко произносить слова, владеть голосом и своими эмоциями. Замечено, что профессиональные актеры и ведущие телепрограмм еще до того, как получают сигнал о начале съемок, часто фиксируют улыбку на своем лице. Поэтому первые слова, звучащие в камеру, приобретают окраску доброжелательности.
Среди советов, которые дают специалисты выступающим на телевидении, выделим следующие:
- Держитесь в поле зрения телезрителя, т.е. в рамках телеэкрана. Это значит, что ваши жесты не должны быть размашистыми, локти следует держать поближе к грудной клетке. Руки должны двигаться в пространстве между подбородком и грудью. Не следует держать их перед лицом или взмахивать ими по направлению к камере, иначе жесты будут выглядеть чрезмерно подчеркнутыми и преувеличенными.
- Используйте радушные жесты, раскрывая ладони наружу. Это лучше, чем руки, скрещенные на груди. Помните, что все жесты в камере утрируются.
Когда основная камера находится справа, направьте ваши жесты по направлению к левой, в сторону человека, задающего вопросы. Уберите руки подальше от камеры, и тогда жесты станут пропорциональными. Если вы начнете жестикуливать вправо, ваши руки на экране будут казаться увеличенными и искаженными.
Замечено, что некоторые детали одежды, а также невербальные характеристики поведения могут отвлекать зрителей от полноценного восприятия программы
Таким образом, успешность выступления на радио и телевидении в значительной мере зависит от понимания специфики восприятия речи внешнего вида выступающего, соответственно требует от него работы как над звучанием собственного голоса, так и над внешними манерами поведения.
Заключение
В данной курсовой работе рассматривая характерные особенности радио- и телевизионной аудитории сделала следующие выводы:
Во-первых, коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией.
Во-вторых, радио- и телевизионная публика не просто рассредоточена в пространстве - она рассредоточена психологически. Люди становятся радио- или телеаудиторией случайно, без объединяющего их мотива, интереса, цели.
В-третьих, аудитория телевизионного и радиовыступления практически не поддается «заражению», поэтому манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличатся от обычной публичной речи. Восприятие массовой коммуникации, особенно телевидения, очень зависит от той малой группы, в составе которой человек слушает или смотрит передачу.
В - четвертых, человек слушает и смотрит радио- и телепрограммы, так сказать, в «мягких туфлях», в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию выступления.
В-пятых, аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий должен ориентироваться на очень разный уровень слушателей/зрителей.

Используемая литература
Антонов Е.С., Вателева Т.М. Русский язык и культура речи6 учебник для студентов проф. Учеб. заведений/Е.С. Антонов, Т.М. Вайтелева, -2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 -320
Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004 – 320 стр.
Межевский В.Р.. Культура речи. Учебник. – 2-е изд. –М.ИНФРА, 2004 – 235. –(Высшее образование)
Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов/ под ред. Проф. В.И. Максимова. – 2-е изд., стереотипное. – М. Гардарики, 2007-413 стр.
Мурашов А.А. Культура речи: Ученное пособие/ под ред. Проф. Мурашов А.А.. – 4-е изд., доп. и пер. – М. Модэк, 2005 -576 стр.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004 – 320 стр.

Мурашов А.А. Культура речи: Ученное пособие/ под ред. Проф. Мурашов А.А.. – 4-е изд., доп. и пер. – М. Модэк, 2005 -576 стр.

Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов/ под ред. Проф. В.И. Максимова. – 2-е изд., стереотипное. – М. Гардарики, 2007-413 стр.

Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов/ под ред. Проф. В.И. Максимова. – 2-е изд., стереотипное. – М. Гардарики, 2007-413 стр.

Антонов Е.С., Вателева Т.М. Русский язык и культура речи6 учебник для студентов проф. Учеб. заведений/Е.С. Антонов, Т.М. Вайтелева, -2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 -320













3

1.Антонов Е.С., Вателева Т.М. Русский язык и культура речи6 учебник для студентов проф. Учеб. заведений/Е.С. Антонов, Т.М. Вайтелева, -2-е изд. испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 -320
2.Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004 – 320 стр.
3.Межевский В.Р.. Культура речи. Учебник. – 2-е изд. –М.ИНФРА, 2004 – 235. –(Высшее образование)
4.Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов/ под ред. Проф. В.И. Максимова. – 2-е изд., стереотипное. – М. Гардарики, 2007-413 стр.
5.Мурашов А.А. Культура речи: Ученное пособие/ под ред. Проф. Мурашов А.А.. – 4-е изд., доп. и пер. – М. Модэк, 2005 -576 стр.

Вопрос-ответ:

Какие особенности общения с аудиторией существуют на радио и телевидении?

Особенности общения с аудиторией на радио и телевидении включают в себя большую массовость, отсутствие прямого контакта, ограниченные средства передачи информации, необходимость привлечения внимания слушателей или зрителей, использование различных технологий передачи и восприятия сообщений.

Что влияет на образ выступающего по радио и телевидению?

Образ выступающего на радио и телевидении влияют такие факторы, как голосовые данные, визуальное представление, телесная мимика и жесты, личностные качества и стиль общения.

Чем социально-личностно ориентирована радио- и телевизионная речь?

Радио- и телевизионная речь имеет двойственную природу, сочетая социальную и личностную ориентацию. С одной стороны, она адресована широкой аудитории и представляет общественную значимость, с другой стороны, она должна создавать эффект личного обращения к каждому слушателю или зрителю.

Что такое принцип разговорности в радио- и телевизионной речи?

Принцип разговорности в радио- и телевизионной речи предполагает использование легкого и доступного языка, отсутствие сложных и специфических терминов, четкую структуру выступления и ритмичность речи.

Какой принцип используется для создания интимной атмосферы при общении по радио и телевидению?

Для создания интимной атмосферы при общении по радио и телевидению используется принцип интимизации. Это включает в себя использование неформального языка, установление эмоциональной связи с аудиторией и создание ощущения прямого общения.

Какие особенности общения с аудиторией имеют радио и телевидение?

Радио и телевидение имеют свои специфические особенности общения с аудиторией, прежде всего, связанные с отсутствием непосредственного контакта с аудиторией.

Кто является аудиторией радио и телевещания?

Аудитория радио и телевещания представлена широким спектром людей разных возрастов, социальных групп и интересов.

Каким должен быть образ выступающего по радио и телевидению?

Образ выступающего по радио и телевидению должен быть убедительным и привлекательным для аудитории, а также соответствовать формату и стилю передачи.

Какими основными принципами организации радио и телевизионной речи следует руководствоваться?

Организация радио и телевизионной речи должна основываться на принципах разговорности, диалогизации, интимизации, удобства звукового воспроизводства и слухового восприятия.

Какие особенности общения с аудиторией имеет радио и телевидение по сравнению с другими средствами коммуникации?

Радио и телевидение имеют особенности общения, связанные с отсутствием визуального контакта и основывающиеся на передаче звуковых и визуальных сигналов, которые должны быть максимально доступны и привлекательны для слушателей и зрителей.

Какие особенности общения с аудиторией есть у радио и телевидения?

Основной особенностью общения с аудиторией радио и телевидения является то, что оно осуществляется на расстоянии, без прямого контакта с адресатами. Кроме того, при общении по радио и телевидению важно учитывать ограниченное внимание слушателя или зрителя, что требует использования эффективных методов привлечения и удержания внимания аудитории.

Каковы основные принципы организации радио и телевизионной речи?

Организация радио и телевизионной речи базируется на нескольких принципах. Во-первых, принцип разговорности, который предполагает использование доступного языка, простого и понятного для аудитории. Во-вторых, принцип диалогизации, который подразумевает активное вовлечение аудитории в процесс общения через диалог. В-третьих, принцип интимизации, который направлен на создание доверительной и близкой атмосферы между ведущим и аудиторией. И, наконец, принцип удобства звукового воспроизводства и слухового восприятия, который предусматривает использование четкой и понятной речи, правильной интонации и громкости.