Организация и управление в международном бизнесе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международный бизнес
  • 33 33 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 30.05.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава I. Организация управления фирмой в условиях международного бизнеса
1.1.Специализированный аппарат управления международной деятельностью в крупных промышленных фирмах
1.2.Организационные формы экспортно-импортных операций малых и средних промышленных фирм
Глава II. Управление международным бизнесом на основе концепции международной конкурентоспособности фирмы
2.1.Основные источники конкурентных преимуществ
2.2.Теория международной конкуренции М. Портера
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

КСП товара предполагает очень гибкую реакцию поставщика на требования рынка и поведение конкурентов. Товар необходимой потребительской ценности должен быть не только произведен в обусловленных количествах и вовремя доставлен потребителям, но и должен быть гарантирован его сервис на уровне, сложившемся в мировой практике.
Конкурентоспособность неразрывно связана с конкуренцией. КСП возникает и проявляется тогда и там, где возникает и развивается конкуренция. Рынок и конкуренция — главный механизм развития современной экономики, пожалуй, более мощный и действенный, как показывает мировая практика, чем любой иной фактор ее движения. Эффективность рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления.
Все это означает, что чем более всеобъемлющий характер приобретает конкуренция, тем более значимой для успеха на рынке, в хозяйственной деятельности товаропроизводителей, экономической жизни страны становится их конкурентоспособность.
Уровень конкурентоспособности национальной экономики — результат не только эффективности ее деятельности, но и активности отдельных товаропроизводителей и отраслей. Этим зачастую и ограничивается анализ конкурентоспособности. Но это только одна сторона проблемы. При одних и тех же научно-технических, экономических, социальных и иных достижений данной страны уровень ее международной КСП может повышаться, падать или оставаться неизменным. Все зависит от того, какими темпами развивается, каких успехов добьется за сопоставляемый период экономика других стран-конкурентов, мировая экономика в целом. Отсюда важность понимания того, что при определении уровня конкурентоспособности важны не сами по себе темпы количественного и качественного роста экономики данной страны, ее составных частей, а и то, как динамика их роста соотносится с динамикой конкурентов.
Относительность конкурентоспособности проявляется в другом ее важном свойстве - конкретности проявления, привязанности ее к конкретным условиям и причинам. КСП любого конкретного экономического объекта не может носить универсального характера; она имеет вполне конкретный характер. Товар, конкурентный на одном внешнем рынке, может и не быть таковым на другом. Более того, он может одновременно обладать конкурентоспособностью даже на одном и том же национальном рынке (например, в Приморском крае и Смоленской области). Товар, конкурентоспособный сегодня, может потерять ее уже через несколько месяцев из-за определенных конкретных причин. И напротив (хотя такое бывает значительно реже), в некоторых случаях товар, обладающий пониженной конкурентоспособностью и почти вытесненный с рынка, вдруг по ряду причин (общее оживление спроса, уход основного конкурента с рынка, после удачно проведенной рекламной компании и т.д.) становится вполне конкурентоспособен и начинает пользоваться коммерческим успехом.
Из этого следует, что при использовании методик определения конкурентоспособности товара фактор привязки КСП к конкретным условиям должен обязательно учитываться. В противном случае определяемая конкурентоспособность отрывается от реальных условий и в силу этого оценивается неправильно.
Все изложенное относительно КСП товара в равной мере относится к КСП других экономических объектов, с учетом, разумеется, специфики формирования их конкурентоспособности.
Еще одной характеристикой конкурентоспособности, тесно связанной с предыдущей, является ее динамичность, относительная быстрота процессов ее протекания. Существует огромное количество факторов (внутренних и внешних), воздействующих на конкурентоспособность предприятий-товаропроизводителей, отраслей, национальной экономики в целом. Воздействие одних факторов носит однонаправленный, других — разнонаправленный или противоположно направленный характер. Одни факторы имеют долговременный, другие — кратковременный характер, третьи — случайный или одноразовый характер. Нарастает воздействие одних факторов, сокращается или прекращается влияние других. В силу указанного представляется очень сложной оценка проявления всей совокупности факторов воздействия на конкурентоспособность, причем именно в динамике, а не в статике.
Наконец, следует отметить еще одно свойство конкурентоспособности: для национальной экономики, национальных отраслей и отраслевых комплексов она носит международный характер, для предприятий и производимых ими товаров - может носить как международный, так и внутринациональный характер.
Поскольку КСП может быть определена лишь путем сопоставления экономического объекта с аналогом-конкурентом, то поэтому естественно, что при измерении уровня КСП национальной экономики, отраслевых комплексов и отраслей прибегают к их сопоставлению с соответствующими зарубежными экономическими объектами. Иное дело — определение КСП национальных предприятий и их товаров (услуг). В этом случае КСП последних может определяться путем их сравнивания как с характеристиками иностранных производителей и их товаров, так и национальных.

2.2.Теория международной конкуренции М. Портера

Согласно исследованиям известного английского ученого, авторитета в области конкуренции М. Портера, состояние конкуренции на определенном рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами (рис. 1).
Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет в конечном счете прибыль отраслей. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно (производство безалкогольных напитков, промышленных компьютеров, производство лекарственных препаратов или косметики), многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно (в производстве резины, алюминия, многих металлоизделий, персональных компьютеров), очень немногим фирмам удается сохранять высокие прибыли.

Рис. 1. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли

Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли.
Угроза появления новых конкурентов снижает общий потенциал прибыльности в отрасли, потому что они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка сбыта, снижая тем самым позиционную прибыль.
Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференцирование товаров (рис. 2). Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой она достигается, можно объединить в понятие типовых стратегий, т. е. совершенно разных подходов к тому, что такое высокие показатели в отрасли.

Рис. 2. Типовые стратегии

Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты.
Дифференциация — это способность обеспечить покупателя уникальным и с большей ценностью товаром в виде нового его качества, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Она позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки дает большую прибыль.
На международном рынке новации, дающие конкурентное преимущество, предвосхищают новые потребности и в стране базирования, и за рубежом. Однако новации, предпринимаемые в ответ на специфичную для внутреннего рынка ситуацию, могут достичь эффекта, обратного желаемому, - отодвинуть успех страны на международном рынке.
Вот наиболее типичные причины новаций, дающие конкурентные преимущества:
новые технологии;
новые или изменившиеся запросы покупателей;
появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;
изменение стоимости или наличия компонентов производства (рабочая сила, сырье, энергия, транспорт, связь, средства информации, оборудование);
изменение правительственного регулирования (в области стандартов, охраны окружающей среды, требований к новым отраслям и; торговых ограничений).
Фирма должна создавать новые преимущества с такой же скоростью, с какой конкуренты могут копировать имеющиеся.
Главная задача — неустанно улучшать показатели фирмы, чтобы усилить имеющиеся преимущества, например более эффективно эксплуатировать производственные мощности или организовать более гибкое обслуживание клиентов.
При анализе роли страны в формировании конкурентного преимущества интерес в первую очередь представляют те отрасли, где конкуренция носит международный характер. Формы международной конкуренции в различных отраслях существенно отличаются. На одном конце спектра форм конкуренции находится форма, которую можно назвать множественно-национальной. Конкуренция в каждой стране или небольшой группе стран протекает независимо. Таким образом, международная отрасль представляет собой как бы набор отраслей (каждая — в пределах своей страны). В число отраслей, где конкуренция традиционно имеет такую форму, входят многие типы торговли, производство продуктов питания, оптовая торговля, страхование жизни, сберегательные банки, производство простых металлоизделий и едких химических веществ.
На противоположном конце спектра — глобальные отрасли, в которых конкурентная позиция фирмы в одной стране существенно влияет на ее позиции в других странах. Фирмы полагаются на преимущества, проистекающие из их деятельности по всему миру. Фирмы комбинируют преимущества, достигнутые в стране базирования, с теми преимуществами, которых они добились благодаря присутствию в других странах (например, эффект масштаба, способность обслуживать клиентов во многих странах или репутация, которую можно утвердить в другой стране). Глобальная конкуренция имеет место в таких отраслях, как выпуск гражданских самолетов, телевизоров, полупроводниковых приборов, копировальной аппаратуры, автомобилей и часов. Способность фирм страны получить конкурентное преимущество в глобальных отраслях сулит большие выгоды и в торговле, и в зарубежных инвестициях. Глобальной можно назвать стратегию, когда фирма продает свою продукцию во многих странах, применяя при этом единый подход.
Сосредоточенная, или основанная на экспорте, глобальная стратегия типична для таких отраслей, как авиастроение, тяжелое машиностроение, производство конструкционных материалов или продукции для сельского хозяйства. Как правило, деятельность фирмы сосредоточена в стране базирования. Эта стратегия особенно характерна для некоторых стран. Например, в Южной Корее и Италии сегодня большая часть товаров разрабатывается и производится в пределах страны, а на зарубежные страны приходится только маркетинг. В Японии данной стратегии следует большинство отраслей, в которых страна имеет успех на международном рынке. Хотя теперь японские фирмы по разным причинам быстро рассредоточивают такую деятельность, как закупки сырья или сборочные операции.
Рассредоточение деятельности требует прямых зарубежных инвестиций. Оно предпочтительнее в тех отраслях, где высокие расходы на транспортировку, связь или хранение делают сосредоточение невыгодным или оно рискованно по разным причинам (политические мотивы, невыгодный курс обмена валют или опасность прекращения поставок). Эта деятельность предпочтительна также там, где местные потребности в различных товарах сильно разнятся. Еще одна важная причина рассредоточения — желание улучшить маркетинг.
Второе направление связано с размещением деятельности. Кроме выбора мест, где будет осуществляться тот или иной вид деятельности, необходимо также выбрать страну (или страны) для этого. Так, например, можно выпускать компоненты компьютеров в Тайване, программы писать в Индии, а основные НИОКР производить в Силиконовой долине в Калифорнии.
Заключение

Основные выводы по работе следующие:
1. Принципиальные отличия в организационных формах управления международной деятельностью у различных ТНК состоят в том, выделяется ли управление этой деятельностью в самостоятельные подразделения или осуществляется производственными отделениями.
Тенденции в развитии организационных форм управления международной деятельностью обычно отражают степень вовлечения фирмы в эту деятельность и ее характер, а также особенности в развитии организационной структуры компании в целом.
2.Согласно теории международной конкуренции М. Портера, основными факторами, определяющими конкуренцию в отрасли, являются:
угроза появления новых конкурентов;
угроза появления товаров и услуг – заменителей;
способность покупателей торговаться;
способность поставщиков торговаться;
соперничество между конкурентами.
Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, т. е. ее основными экономическими и техническими характеристиками. Каждая отрасль экономики уникальна и имеет присущую только ей структуру.
2.Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференцирование товаров. Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой она достигается, можно объединить в понятие типовых стратегий, т. е. совершенно разных подходов к тому, что такое высокие показатели в отрасли.
Список использованной литературы

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2002 – 288 с.
Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи М.: Финансы и статистика, 2003 – 512 с.
Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения. М., Финансы, 2003 – 238 с.
Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. М.: Волтерс Клувер, 2004 – 440 с.
Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Калининград, 2000. – 82 с.
Зевин Л., Хейфец Б. Россия и развивающиеся страны //Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 12, с.13-23
Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.
Международный маркетинг /под ред. Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001 – 239 с.
Основы внешнеэкономической деятельности /под ред. Л.А. Воловика. Калининград, 1998. - 128 с.
Спиридонов И. А. Международная экономика и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: 2003 – 328 с.
Фомичев В.И. Международная торговля:. М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с.
Черенков В. В. Международный маркетинг. СПб.: Питер, 2004 – 400 с.


Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2002 – С.106

Фомичев В.И. Международная торговля:. М.: ИНФРА-М, 2001. - С.122

Международный маркетинг /под ред. Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001 – С.112

Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения. М., Финансы, 2003 – С.109-110.

Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.190-191

Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи М.: Финансы и статистика, 2003 – С.221

Спиридонов И. А. Международная экономика и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: 2003 – С.145-146

Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи М.: Финансы и статистика, 2003 – С.47-48
Международный маркетинг /под ред. Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001 – С.102
Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.136
Спиридонов И. А. Международная экономика и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: 2003 – С.203
Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.188
Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения. М., Финансы, 2003 – С.99
Фомичев В.И. Международная торговля:. М.: ИНФРА-М, 2001. - С.115
Международный маркетинг /под ред. Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001 – С.85
Международный маркетинг /под ред. Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001 – С.88
Черенков В. В. Международный маркетинг. СПб.: Питер, 2004 – С.198
Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Калининград, 2000. – С.71












3

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2002 – 288 с.
2.Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи М.: Финансы и статистика, 2003 – 512 с.
3.Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения. М., Финансы, 2003 – 238 с.
4.Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. М.: Волтерс Клувер, 2004 – 440 с.
5.Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Калининград, 2000. – 82 с.
6.Зевин Л., Хейфец Б. Россия и развивающиеся страны //Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 12, с.13-23
7.Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.
8.Международный маркетинг /под ред. Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001 – 239 с.
9.Основы внешнеэкономической деятельности /под ред. Л.А. Воловика. Калининград, 1998. - 128 с.
10.Спиридонов И. А. Международная экономика и пути повышения конкурентоспособности экономики России. М.: 2003 – 328 с.
11.Фомичев В.И. Международная торговля:. М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с.
12.Черенков В. В. Международный маркетинг. СПб.: Питер, 2004 – 400 с.

Вопрос-ответ:

Какие задачи решает специализированный аппарат управления международной деятельностью в крупных промышленных фирмах?

Специализированный аппарат управления международной деятельностью в крупных промышленных фирмах решает такие задачи, как разработка и реализация стратегии международного бизнеса, управление экспортными и импортными операциями, координация работы филиалов и представительств за рубежом, анализ международного рынка и конкурентов, управление рисками и финансовыми потоками и другие.

Какие организационные формы экспортно-импортных операций используются малыми и средними промышленными фирмами?

Малые и средние промышленные фирмы используют разные организационные формы экспортно-импортных операций, в том числе: прямые экспортно-импортные операции, косвенные экспортно-импортные операции, операции через посредников, операции через консорциумы и другие.

Что такое международная конкурентоспособность фирмы и какие источники конкурентных преимуществ могут быть у фирмы?

Международная конкурентоспособность фирмы - это способность фирмы эффективно конкурировать на международном рынке и достигать высоких результатов. Источники конкурентных преимуществ могут быть различными, например: инновации, высокое качество продукции или услуг, низкая стоимость производства, доступ к ресурсам или рынкам, эффективное управление и другие факторы.

Какие основные задачи решает управление международным бизнесом на основе концепции международной конкурентоспособности фирмы?

Управление международным бизнесом на основе концепции международной конкурентоспособности фирмы решает такие задачи, как анализ международного рынка и конкурентов, разработка и реализация стратегии международного бизнеса, управление инновациями и технологическими процессами, оптимизация производства и снижение затрат, привлечение и управление талантами, создание и поддержка имиджа компании и другие.

Как организовано управление в крупных промышленных фирмах в условиях международного бизнеса?

Управление в крупных промышленных фирмах в международном бизнесе организовано с помощью специализированного аппарата, который занимается управлением международной деятельностью. Этот аппарат состоит из различных структурных подразделений и отделов, таких как департаменты по экспорту, импорту, логистике, маркетингу и т.д. Каждое подразделение отвечает за определенные аспекты международной деятельности компании.

Какие организационные формы используются малыми и средними промышленными фирмами для экспортно-импортных операций?

Малые и средние промышленные фирмы могут использовать различные организационные формы для экспортно-импортных операций. Например, они могут самостоятельно осуществлять экспорт и импорт своей продукции, работая напрямую с зарубежными партнерами. Также они могут привлекать посредников, таких как экспортные или импортные агенты, дилеры, дистрибьюторы и т.д. Еще одной организационной формой может быть участие в международных торговых сетях или альянсах, где несколько фирм объединяют свои усилия для экспорта и импорта товаров.

Что такое концепция международной конкурентоспособности фирмы и как она применяется в управлении международным бизнесом?

Концепция международной конкурентоспособности фирмы основана на стремлении фирмы создать и поддерживать конкурентное преимущество на международном рынке. Основные источники конкурентного преимущества могут включать в себя инновации, высокое качество продукции, низкие цены, уникальные бренды и т.д. Управление международным бизнесом на основе концепции международной конкурентоспособности фирмы подразумевает разработку и реализацию стратегий, направленных на достижение и удержание конкурентного преимущества на международном рынке.

Что такое специализированный аппарат управления международной деятельностью в крупных промышленных фирмах?

Специализированный аппарат управления международной деятельностью в крупных промышленных фирмах - это отдел или группа сотрудников, которые отвечают за планирование, координацию и контроль всех операций, связанных с международным бизнесом. Они занимаются выбором стратегии развития на международных рынках, управлением рисками, обеспечением соответствия законодательству разных стран и другими аспектами международного бизнеса.

Какие организационные формы используются для экспортно-импортных операций малых и средних промышленных фирм?

Малые и средние промышленные фирмы в международном бизнесе могут использовать различные организационные формы для экспортно-импортных операций. Например, они могут выбрать дилерскую сеть, которая будет продвигать их товары на международных рынках. Также они могут заключать контракты с интернациональными посредниками, вести собственные экспортные и импортные отделы или использовать услуги экспортно-импортных компаний.

Какие основные источники конкурентных преимуществ в международном бизнесе?

Основные источники конкурентных преимуществ в международном бизнесе включают следующие аспекты: высокое качество продукции или услуг, низкая стоимость производства, инновационные технологии, уникальный бренд, эффективная система управления, доступ к ресурсам и рынкам, а также умение адаптироваться к разным условиям и требованиям разных стран. Каждая компания может развивать свои конкурентные преимущества в зависимости от своих особенностей и стратегии развития на международных рынках.