Характеристика монополистической деятельности как правонарушения
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 01.07.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
2. Изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, не обоснованные сокращение или прекращение производства товара и не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Данное правонарушение совершается путем действий (бездействий), выражающихся в сокращении или прекращении производства товара. Сокращение - это снижение объемов производства товара. При этом, по смыслу законодателя, снижение объемов может быть любым, что на наш взгляд, не совсем верно. Поэтому предлагается установить критерии сокращения производства товара 20%.
Прекращение производства товара - это полный отказ от производства товара и снижение его объемов до нуля.
Необходимым условием наступления ответственности является доказанность того факта, что у субъекта ответственности имеется объективная и реальная возможность рентабельного производства товара. Кроме того, необходимо также установить, что на данный товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки.
Лицо освобождается от ответственности, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
По своей сути данное правонарушение аналогично предыдущему, поэтому изложенное выше в целом относится и к данному случаю.
8) Создание дискриминационных условий.
К действиям, которые могут быть расценены антимонопольными органами на основании п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции как создание дискриминационных условий, можно отнести установление таких условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Необходимо также учесть, что антимонопольный орган может выдать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на определенном товарном рынке, предписание о нарушении ст. 10 Закона о защите конкуренции, только если сознательные (намеренные) действия субъекта направлены на ущемление (приводят или могут привести) интересов других хозяйствующих субъектов. Иными словами, антимонопольный орган должен представить суду надлежащие доказательства наличия в действиях организации реального намерения (направленной воли) на достижение противоправного результата - ущемление интересов контрагентов по сделке.
Заключение
Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом, доминирующим положением. Доминирующее положение может занимать хозяйствующий субъект, т.е. индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Нарушение состоит в злоупотреблении данным положением. Субъектами правонарушений являются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение.
Виновное поведение компетентных работников правонарушителя может быть выражено как в форме умысла, так и неосторожности.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Закон содержит конкретный перечень запрещенных действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, каждое из которых представляет собой злоупотребление доминирующим положением, и результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Данный перечень носит открытый характер.
Список нормативно-правовых актов и литературы
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - N 237.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. - 2006. - N 31. (часть I) - Ст. 3434.
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" // СЗ РФ. – 1995. - N 34. -Ст. 3426.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1991. - N 16. -Ст. 499.
Письмо ГКАП РФ от 14 марта 1996 г. N ВБ/1034 "О выявлении монопольно высоких цен" // СПС Гарант.
Временные методические рекомендации ГКАП РФ от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053 по выявлению монопольных цен // Экономика и жизнь. - 1994. - N 23.
Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2004 г. по делу N 09АП-2276/04-АК, ФАС Уральского округа от 31 марта 2005 г. по делу N Ф09-1072/05-АК, ФАС Московского округа от 28 февраля 2005 г. по делу N А40-22062/04-72-139 // СПС Гарант.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 мая 2004 г. по делу N Ф08-1973/2004 // СПС Гарант.
Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" // СЗ РФ. – 1999. - N 26. -Ст. 3174.
Варламова А.Н. Новый закон о конкуренции // Законодательство. -2006. - N 11. – С. 43.
Лобов А.Ю. Правовая природа доминирующего положения хозяйствующего субъекта и вопросы его квалификации // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. - N 9. – С. 43.
Мартыненко Г.И. Правовая практика расследования нарушений отдельных статей Федерального Закона "О защите конкуренции // Право и экономика. – 2007. - N 6. – С. 22.
Мартыненок Г.И. Российское конкурентное законодательство: новый закон "О защите конкуренции// Право и экономика. – 2007. - N 1. – С. 32.
Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом. - "Волтерс Клувер", 2007. – С. 121.
Шайхутдинов Е.М. Комментарии закона "О защите конкуренции" // Закон. -2007. - N 1. – С. 43.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - N 237.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. - 2006. - N 31. (часть I) - Ст. 3434.
Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" // СЗ РФ. – 1999. - N 26. -Ст. 3174.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 24 июня 1992 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1991. - N 16. -Ст. 499.
Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом. - "Волтерс Клувер", 2007. – С. 121.
Лобов А.Ю. Правовая природа доминирующего положения хозяйствующего субъекта и вопросы его квалификации // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. - N 9. – С. 43.
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" // СЗ РФ. – 1995. - N 34. -Ст. 3426.
Мартыненко Г.И. Правовая практика расследования нарушений отдельных статей Федерального Закона "О защите конкуренции // Право и экономика. – 2007. - N 6. – С. 22.
Шайхутдинов Е.М. Комментарии закона "О защите конкуренции" // Закон. -2007. - N 1. – С. 43.
Мартыненок Г.И. Российское конкурентное законодательство: новый закон "О защите конкуренции// Право и экономика. – 2007. - N 1. – С. 32.
Письмо ГКАП РФ от 14 марта 1996 г. N ВБ/1034 "О выявлении монопольно высоких цен" // СПС Гарант.
Временные методические рекомендации ГКАП РФ от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053 по выявлению монопольных цен // Экономика и жизнь. - 1994. - N 23.
Варламова А.Н. Новый закон о конкуренции // Законодательство. -2006. - N 11. – С. 43.
Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2004 г. по делу N 09АП-2276/04-АК, ФАС Уральского округа от 31 марта 2005 г. по делу N Ф09-1072/05-АК, ФАС Московского округа от 28 февраля 2005 г. по делу N А40-22062/04-72-139 // СПС Гарант.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 мая 2004 г. по делу N Ф08-1973/2004 // СПС Гарант.
20
2.Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. - 2006. - N 31. (часть I) - Ст. 3434.
3.Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" // СЗ РФ. – 1995. - N 34. -Ст. 3426.
4.Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1991. - N 16. -Ст. 499.
5.Письмо ГКАП РФ от 14 марта 1996 г. N ВБ/1034 "О выявлении монопольно высоких цен" // СПС Гарант.
6.Временные методические рекомендации ГКАП РФ от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053 по выявлению монопольных цен // Экономика и жизнь. - 1994. - N 23.
7.Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2004 г. по делу N 09АП-2276/04-АК, ФАС Уральского округа от 31 марта 2005 г. по делу N Ф09-1072/05-АК, ФАС Московского округа от 28 февраля 2005 г. по делу N А40-22062/04-72-139 // СПС Гарант.
8.Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 мая 2004 г. по делу N Ф08-1973/2004 // СПС Гарант.
9.Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" // СЗ РФ. – 1999. - N 26. -Ст. 3174.
10.Варламова А.Н. Новый закон о конкуренции // Законодательство. -2006. - N 11. – С. 43.
11.Лобов А.Ю. Правовая природа доминирующего положения хозяйствующего субъекта и вопросы его квалификации // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2007. - N 9. – С. 43.
12.Мартыненко Г.И. Правовая практика расследования нарушений отдельных статей Федерального Закона "О защите конкуренции // Право и экономика. – 2007. - N 6. – С. 22.
13.Мартыненок Г.И. Российское конкурентное законодательство: новый закон "О защите конкуренции// Право и экономика. – 2007. - N 1. – С. 32.
14.Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом. - "Волтерс Клувер", 2007. – С. 121.
15.Шайхутдинов Е.М. Комментарии закона "О защите конкуренции" // Закон. -2007. - N 1. – С. 43.
Вопрос-ответ:
Что такое монополистическая деятельность?
Монополистическая деятельность - это форма экономической деятельности, при которой одна компания или организация овладевает рыночным сегментом и имеет возможность устанавливать цены под свои интересы, создавая неприемлемые условия для конкурентов и потребителей.
Что означает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением?
Запрет на злоупотребление доминирующим положением означает, что компания, обладающая монополистической позицией на рынке, не может использовать свое положение для подавления конкуренции или навязывания невыгодных условий другим предприятиям и потребителям.
Какие действия могут быть признаны монополистической деятельностью?
К действиям, признаваемым монополистической деятельностью, относятся: изъятие товара из обращения с целью повышения цены, навязывание контрагенту невыгодных условий договора, необоснованное сокращение или прекращение производства товара, отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями.
Что происходит, если результатом изъятия товара из обращения является повышение цены?
Если изъятие товара из обращения приводит к повышению цены, это может быть признано монополистической деятельностью и являться правонарушением. Монополист не имеет права незаконно управлять ценами и вредить другим участникам рынка.
Какие нормативно правовые акты и литература регулируют монополистическую деятельность?
Регулирование монополистической деятельности осуществляется рядом нормативно-правовых актов, включая антимонопольное законодательство, законодательство о защите прав потребителей и торгового законодательства. В качестве литературы по данной теме можно рекомендовать работы по антимонопольному праву и экономике.
Что такое монополистическая деятельность?
Монополистическая деятельность - это деятельность хозяйствующего субъекта, который обладает доминирующим положением на рынке и злоупотребляет этим положением для ограничения конкуренции и установления невыгодных условий для контрагентов.
Что такое злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением?
Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением - это использование монополистической позиции на рынке для ограничения конкуренции и применения недобросовестных действий в отношении контрагентов, таких как повышение цен на товары, навязывание невыгодных условий договоров или сокращение производства без обоснованных причин.
Какие действия могут считаться злоупотреблением доминирующим положением?
Злоупотребление доминирующим положением может включать в себя изъятие товара из обращения, если это приводит к повышению цены товара; навязывание контрагенту условий договора, которые невыгодны для него; необоснованное сокращение или прекращение производства товара; а также отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями.
Какие законодательные акты регулируют монополистическую деятельность?
Монополистическая деятельность регулируется рядом законодательных актов, включая Закон РФ "О защите конкуренции", Федеральный закон "О монополистической деятельности", а также нормативные акты Федеральной службы по антимонопольному регулированию и торговле.