Понятие, признаки, функции образовательного учреждения.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 18.03.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие образовательных учреждений, правовые основы функционирования
2. Виды, функции и деятельность Образовательных, научных учреждений и организаций
Заключение
Список литературы
Это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества обучающихся (слушателей) государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и иным программам. При положительных итогах государственной аттестации и аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства подтверждается каждые пять лет. Государственную аттестацию и аккредитацию высшего учебного заведения (института, академии, университета), имеющего лицензию на ведение образовательной деятельности, проводит федеральный орган управления высшим профессиональным образованием в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 2 декабря 1999 г. Свидетельство о государственной аттестации и аккредитации является документом, подтверждающим статус вуза и его право на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.
Существенное значение имеет обеспечение работы образовательных учреждений на базе единого государственного минимума - стандарта образования. Государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Образовательные стандарты устанавливаются федеральным законом применительно к типам образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.
Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и вида собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющих в качестве основной научную и научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и научно-техническую деятельность. Они функционируют в системе Российской академии наук, отраслевых академий наук, органов исполнительной власти, вузов.
Академии наук - Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия художеств) - являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правами управления своей деятельностью и имуществом, в том числе право на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, на утверждение их уставов и назначение руководителей. Академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента или Правительства. В академии входят научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы. Структура академий, порядок деятельности и финансирования входящих в их состав организаций определяются уставами академий наук. [5, с.91]
Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой организацией, действующей на основе законодательства РФ и своего устава. РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и финансируемых за счет федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством РФ источников. В стране 2388 государственных научных организаций, из них около 20% входят в систему РАН. Перечень предприятий, учреждений и организаций, подведомственных РАН, утвержден Постановлением Правительства от 17 июля 1996 г.
Президент и Правительство принимают меры, направленные на улучшение работы и финансирования РАН. Общее число ее членов (академиков и членов-корреспондентов) составляет 1356. Правительством принят ряд постановлений об упорядочении условий оплаты труда членов Академии, ее президиума и работников аппаратов РАН, отраслевых академий наук, что создает для них более прочные социальные гарантии.
Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации этих научных исследований.
В целях обеспечения условий повышения конкурентоспособности российской экономики на основе производства наукоемкой продукции и использования высоких технологий в реальном секторе экономики 18 июня 1999 г. Правительством было принято Постановление "О формировании федеральных центров науки и высоких технологий". Статус такого научного центра присваивается Правительством научным организациям, осуществляющим научно-технологическое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Присвоение статуса научного центра означает предоставление государственного обеспечения его научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения им обязательств по решению конкретных задач. При представлении заинтересованными органами государственной власти Российской академией наук и отраслевыми академиями наук предложений о порядке и условиях присвоения организациям статуса центра, а также о мерах государственного обеспечения его деятельности должны учитываться их опыт по фактической кооперации с промышленными предприятиями, финансово-кредитными структурами и высшими учебными заведениями по введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, в том числе их использованию в промышленном производстве, подготовке и переподготовке высококвалифицированных научных и инженерных кадров, сертификации товаров, работ и услуг. Таких всемирно известных государственных научных центров немного, например "Курчатовский институт". Всего их в России сейчас 58. Они обеспечивают коридор, по которому осуществляется связь между наукой и промышленностью в наиболее наукоемких отраслях.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены сущность, признаки и функций образовательных учреждений.
Итак, образовательным признается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.
Управление образованием – это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль за результатами образования.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. 14.10.2005 N 6-ФКЗ). – Справочная система Консультант Плюс.
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.11.2006). – Справочная система Консультант Плюс.
Балабанов И.Т., Белоглазова Г.Н. Образовательные учреждения: особенности правового статуса. – М.: Юрайт, 2006. – 244 с.
Государственное и муниципальное управление: Учеб. пособие для вузов / под ред. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 447 с.
Ковалева А.М. Управление образованием и наукой в России. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с.
Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об образовании». – СПб.: Нева, 2006.
Старовойтов А.В. Реформирование российской системы образования. – М.: Дело, 2005.
Шамшурин В. И. Правовой статус государственного образовательного учреждения // Социос. - № 10. - 2004. – с. 20 – 35.
19
2.Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.11.2006). – Справочная система Консультант Плюс.
3.Балабанов И.Т., Белоглазова Г.Н. Образовательные учреждения: особенности правового статуса. – М.: Юрайт, 2006. – 244 с.
4.Государственное и муниципальное управление: Учеб. пособие для вузов / под ред. Колчиной. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 447 с.
5.Ковалева А.М. Управление образованием и наукой в России. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с.
6.Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об образовании». – СПб.: Нева, 2006.
7.Старовойтов А.В. Реформирование российской системы образования. – М.: Дело, 2005.
8.Шамшурин В. И. Правовой статус государственного образовательного учреждения // Социос. - № 10. - 2004. – с. 20 – 35.
Вопрос-ответ:
Какие признаки функции имеют образовательные учреждения?
Образовательные учреждения имеют ряд признаков функции, включающих в себя реализацию образовательных программ, взаимодействие с обучающимися, оценку их успеваемости и прогресса, обеспечение необходимых условий для обучения и воспитания.
Какие правовые основы регулируют функционирование образовательных учреждений?
Функционирование образовательных учреждений регулируется основными законодательными актами, такими как Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", нормативные правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации, а также уставы и положения конкретных образовательных учреждений.
Какие виды функции и деятельности имеют образовательные научные учреждения и организации?
Образовательные научные учреждения и организации выполняют множество функций и деятельностей, таких как проведение научных исследований, разработка и реализация образовательных программ, организация научных конференций и семинаров, подготовка научных кадров и многое другое.
Что представляет собой процедура признания соответствия деятельности образовательного учреждения государственным требованиям?
Процедура признания соответствия деятельности образовательного учреждения государственным требованиям представляет собой процесс установления подтверждения государственного статуса учреждения на основе оценки уровня реализуемых программ, содержания и качества обучения, а также успеваемости и прогресса студентов.
Какие источники литературы можно использовать для изучения данной темы?
Для изучения данной темы можно использовать различные источники литературы, такие как учебники по образовательному праву, законодательные акты, научные статьи и монографии, а также онлайн-ресурсы, включающие информацию об образовательных учреждениях и их функции.
Что такое функция образовательного учреждения?
Функция образовательного учреждения - это задачи и цели, которые учреждение выполняет в процессе образовательной деятельности.
Какие основы лежат в основе функционирования образовательных учреждений?
Основой функционирования образовательных учреждений являются правовые нормативы и законы, регулирующие их деятельность.
Какие виды функции и деятельности образовательных научных учреждений и организаций существуют?
Существуют различные виды функции и деятельности образовательных научных учреждений и организаций, такие как научная деятельность, образовательная деятельность, исследовательская деятельность, публикационная деятельность и др.
Что такое процедура установления подтверждения государственного статуса образовательного учреждения?
Процедура установления подтверждения государственного статуса образовательного учреждения - это процесс, в ходе которого учреждение получает официальное признание своего статуса и соответствия государственным требованиям к образованию.
На основе чего устанавливается подтверждение государственного статуса образовательного учреждения?
Подтверждение государственного статуса образовательного учреждения устанавливается на основе признания его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества обучающихся слушателей соответствия государственным требованиям.