- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Литература на рубеже 19 и 20 веков и биография писателя
Творчество Франца Кафки
Научно-критическая литература о творчестве Франца Кафки
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления
Альбер Камю говорит о естественности, присущей Францу Кафке, в его произведениях не просто события кажутся естественными читателю, но и сам персонаж считает естественным то, что с ним происходит. «Имеет место странный, но очевидный парадокс: чем необыкновеннее приключения героя, тем ощутимее естественность рассказа. Это соотношение пропорционально необычности человеческой жизни и той естественности, с которой он ее принимает» [18].
Герман Гессе писал о Кафке и о романе «Замок» [19], что все сочинения Кафки в высшей степени напоминают притчи, в них много поучения; но лучшие его творения подобны кристаллической тверди, пронизанной живописно играющим светом, что достигается иногда очень чистым, часто холодным и точно выдержанным строением языка. «Замок» - произведение как раз такого рода»
В произведениях Кафки часто отмечают сновидческий характер: алогичность, двуликость, расплывчатость, таинственность, символичность, как бы перескакивание с одного временного и пространственного отрезка на другой, нельзя точно определить время и место событий. Томас Манн, называя Кафку сновидцем, в то же время отделяет его от немецких романтиков: «слишком точен, слишком реалистичен, слишком связан с жизнью, с ее простыми и естественными проявлениями...» [17].
Эрих Фромм считает, что романы Франца написаны на языке символов и чтобы понять романы Кафки, их нужно воспринимать как «длинный, сложный сон, в котором внешние события, происходящие в пространстве и во времени, выражают мысли и чувства человека, видящего сон…» [20].
Как можно объяснить этот факт. Кафку называют писателем-пророком, визионером, отгадчиком будущего, предвидевшего в начале века двадцатого жестокие изломы истории, осуществившиеся в последующие десятилетия.
В тоже время в венской школе были и другие писатели визионеры. Это Альфред Кубин, автор романа «Другая сторона», Альберт Эренштейн автор романа «Тубуч», Мейринк, Перуц, Верфель. Но только Кафка так широко признан в мире и, видимо, причина славы Ф. Кафки в своеобразии и силе его художественного мира.
Гротеск у Кафки, в отличие от реалистического, где он не заострял реальные стороны бытия, приобретает самодовлеющее значение. Ад у Кафки не фон, оттеняющий уродливые черты действительности, ад – сама эта действительность, где человек может в любой момент превратиться в гада не фигурально, а буквально. И только тупость не позволяет большинству это реально осознать («Превращение» 1916).
Отмечается провидческая зоркость Кафки. Ведь его, казалось бы, абстрактные, выдуманные построения реализовались именно в представленных им формах («В штрафной колонии» 1914). Это Освенцим и Гулаг. Бытовало жуткое изречение в СССР «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью».
По всей видимости, абстрактный, немыслимый в своей абсурдности судебный процесс над невиновным, но приговариваемым к смерти из романа «Процесс» был превзойден в трагических судилищах 20 века. Герой романа мелкий банковский служащий Йозеф К., проснувшись однажды утром, узнает, что он будет арестован и судим. Но узнать суть обвинения и уразуметь смысл обвинения, ни к чему не приводят. Попытки героя оправдаться оказываются на весах Фемиды сразу пунктами обвинения. Для бумажных жерновов судебной машинерии Йозеф К. является абстрактно-стандартным судебным казусом, принадлежностью протокола. Йозеф К. «наг и беспомощен перед законом». В роман включена притча о беспомощности перед законом.
О романе «Америка» критики говорят, что это точное предсказание дальнейшего развития технической цивилизации с характерным для цивилизации появившимся комплексом противоречий и ростом отчуждения человека в механизированном мире. Расхождение в критических работах о романе «Америка» заключалось в основном в том, что советские критики считали, что противоречия и отчуждения появляются только в капиталистическом мире, и не должны касаться стран социализма.
Роман «Замок» также представляет гротескную картину бюрократической машины современного мира, и этот роман позволяет говорить о Ф. Кафке как о писателе-провидце.
Творчество Ф. Кафки прекрасно описывается словами Павловой [22] об экспрессионизме: «несомненным успехом экспрессионизма была сатира, гротеск, плакат - форма наиболее концентрированного обобщения". Прием сочетания в единое целое от стоящих друг от друга моментов, создававших чувство соотнесенности и одновременности различных процессов в мире, соединение различных планов от внезапного наплыва, выхватывающего отдельную деталь до общего взгляда на мир, чередование малого и великого также порождены стремлением к обобщению, поисками внутренней связи между как будто бы бессвязными событиями. Сочетание гиперболы и гротеска, выражавшие с конденсированной яркостью каждую из двух сторон противоречия использовались с целью выразительного контраста, приподнимая светлое и заостряя злое.
Кафка использовал новые литературные приемы, которые наполнили новым качественным содержанием его сочинения. Ф. Кафка не изображал реальный мир, он использовал ассоциативные перечисления, метафоры.
По мнению Дранова [21] Кафка обладает способностью гротескно переструктурировать абсолютно тривиальные элементы и дестабилизировать и динамизировать таким образом действительность.
Многие литературоведы исключают сочинения Ф. Кафки из экспрессионистских работ. Это связано только с неприятием экспрессионизма как воплощения глобального отчуждения человека. Они воспринимают экспрессионизм как крик пафос или крик, т.е. очень односторонне.
Заключение
Франца Кафку оценили не сразу стали чтить как пророка и ясновидца по прошествии десятилетий. Его романы, особенно роман-притча «Замок», раскрывает смыслы, в приложении к проблематике и к различным эпохам и ориентируется при этом на символ, на «бессодержательную трансцендентность». Кафка произвел в литературе [10] авангардистский переворот, аналогично перевороту П. Пикассо в живописи ХХ века.
Творчество Ф.Кафки называют мифотворческим, поскольку писатель, отталкивается от драматических и трагических ситуаций повседневной жизни, от ее конкретной предметности и создает в своих проведениях совершенно новый мир. Это мир, кажется, ни на что не похож но в то же время любой читатель может истолковать и раскрыть мир Кафки как собственный мир со всеми социальными и историческими реалиями.
Литература
1. БЭС //под ред.А.М.Прохорова., в 2 т. М.: «Советская энциклопедия», 1991.
2. Гулыга А. Философская проза Франца Кафки. – В кн.: Вопросы эстетики: кризис западно-европейского искусства и современная зарубежная эстетика. М.: 1968.
3. Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. М.: 1986. Вып.5.
4. Давид К. Франц Кафка. – М.: Молодая гвардия. 2008, 245 с.
5. Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. М.: 1972.
6. Затонский Д. Творчество писателя и личность писателя //«Вопросы литературы», 1982» № 7.
7. Кафка Ф. Письма Милене. – Минск-Москва- «Знамя»- 1991, 48 с.
8. Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки.//«Иностранная литература», 1995, №8.
9. Манн Т. В честь поэта: Франц Кафка и его «Замок». //«Нева», 1993, №7.
10. Манн Ю. Франц Кафка. Голый среди одетых. М.: 1991.
11. Кафка Ф. Письмо к отцу. // «Звезда», 1968, № 8
12. Кафка Ф. Замок. М.: Профиздат, 2005. Пер.Р.Райт-Ковалевой.
13. Кафка Ф. Рассказы. Пропавший без вести. Харьков: «Фолио», М.: АСТ, 1999.
14. Франц Кафка. Дневники. – М.: Аграф, 1998.- 446 с.
15. Гароди Р. О реализме без берегов. М.: 1966.
Арагон Л. Предисловие // Гароди Р. О реализме без берегов. М.: 1966.
17. Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки.//«Иностранная литература», 1995, №8.
18. Камю А. Бунтующий человек. М.: 1990
19. Гессе Г. Письма по кругу. М.: 1987.
20. Фромм Э. Душа человека. М.: 1992.
21. Дранов А. В. Поэзия экспрессионизма (к вопросу о методе). М.: МГУ, 1980.
22. Павлова Н. С. Экспрессионизм // Зарубежная литература ХХ века: М., 2001.
2
1. БЭС //под ред.А.М.Прохорова., в 2 т. М.: «Советская энциклопедия», 1991.
2. Гулыга А. Философская проза Франца Кафки. – В кн.: Вопросы эстетики: кризис западно-европейского искусства и современная зарубежная эстетика. М.: 1968.
3. Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. М.: 1986. Вып.5.
4. Давид К. Франц Кафка. – М.: Молодая гвардия. 2008, 245 с.
5. Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. М.: 1972.
6. Затонский Д. Творчество писателя и личность писателя //«Вопросы литературы», 1982» № 7.
7. Кафка Ф. Письма Милене. – Минск-Москва- «Знамя»- 1991, 48 с.
8. Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки.//«Иностранная литература», 1995, №8.
9. Манн Т. В честь поэта: Франц Кафка и его «Замок». //«Нева», 1993, №7.
10. Манн Ю. Франц Кафка. Голый среди одетых. М.: 1991.
11. Кафка Ф. Письмо к отцу. // «Звезда», 1968, № 8
12. Кафка Ф. Замок. М.: Профиздат, 2005. Пер.Р.Райт-Ковалевой.
13. Кафка Ф. Рассказы. Пропавший без вести. Харьков: «Фолио», М.: АСТ, 1999.
14. Франц Кафка. Дневники. – М.: Аграф, 1998.- 446 с.
15. Гароди Р. О реализме без берегов. М.: 1966.
16. Арагон Л. Предисловие // Гароди Р. О реализме без берегов. М.: 1966.
17. Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки.//«Иностранная литература», 1995, №8.
18. Камю А. Бунтующий человек. М.: 1990
19. Гессе Г. Письма по кругу. М.: 1987.
20. Фромм Э. Душа человека. М.: 1992.
21. Дранов А. В. Поэзия экспрессионизма (к вопросу о методе). М.: МГУ, 1980.
22. Павлова Н. С. Экспрессионизм // Зарубежная литература ХХ века: М., 2001.
Вопрос-ответ:
Какая литература была популярна на рубеже 19 и 20 веков?
На рубеже 19 и 20 веков популярной литературой были различные течения и направления, такие как символизм, декадентство, импрессионизм. Важными явлениями того времени были модернизм и авангард. В литературе особое место занимала психологическая проза, в том числе произведения Франца Кафки.
Какие работы написал Франц Кафка?
Франц Кафка оставил после себя такие известные произведения, как "Процесс", "Замок", "Америка", "Страна доктора Хауза", "Перевод на восточно-прусский", "Метаморфоза" и множество других. В них он изображает бюрократические машины, исполнение чужой воли, непонимание и некомпетентность судебной системы.
Что говорит Альбер Камю о творчестве Франца Кафки?
Альбер Камю отмечает естественность и необыкновенность, присущую произведениям Франца Кафки. Он утверждает, что не только события, но и сами персонажи в произведениях Кафки считают свои приключения естественными. Создается парадоксальное ощущение, что чем более необычные события происходят с героем, тем более реальным и естественным они кажутся.
Какая научно-критическая литература существует о творчестве Франца Кафки?
Существует множество научно-критической литературы о творчестве Франца Кафки. Произведения Кафки изучаются и анализируются в различных аспектах: философии, психологии, лингвистике, социологии. Некоторые известные критики и исследователи, посвятившие свои работы Кафке, включают в свои списокы имена Вильема Упусски, Яна Паточки, Гильбера Дюррента, Марьям Шарифуллиной и многих других.
Какую литературу можно почитать о жизни и творчестве Франца Кафки?
Если хотите узнать больше о жизни и творчестве Франца Кафки, рекомендую обратить внимание на следующие книги: "Франц Кафка. Биография" Макса Брода, "Франц Кафка" Паскаля Бруссо, "Кафка. Поток сознания" Марка Андерсона и др.
Какая литература была популярна на рубеже 19 и 20 веков и какую роль в ней играл Франц Кафка?
На рубеже 19 и 20 веков популярной была магическая реалистическая литература, в которой Франц Кафка занимал ведущие позиции. Его произведения, такие как "Превращение", "Процесс", "Замок", отличались необычным сюжетом и глубоким философским содержанием.
Какое творчество Франца Кафки считается самым известным и важным?
Самым известным и важным произведением Франца Кафки является роман "Процесс". В этом произведении автор рассказывает о человеке, который становится жертвой бюрократической системы, безжалостно осуждая его за неизвестное преступление. "Процесс" вошел в золотой фонд мировой литературы и стал символом абсурда и бессмыслицы человеческой жизни.
Какую научно-критическую литературу можно прочитать о творчестве Франца Кафки?
О творчестве Франца Кафки можно прочитать много научно-критической литературы. Например, "Франц Кафка: метод и творчество" Андре Лэйхтен, "О литературе" Ролана Барта, "Франц Кафка. Жизнь и творчество" Паскаля Бруссо и др.
Почему произведения Франца Кафки кажутся естественными и странными одновременно?
Произведения Франца Кафки кажутся естественными и странными одновременно из-за особой эстетики автора. Кафка стремился показать нелепость и абсурдность человеческой жизни, а также беспомощность и несправедливость бюрократической системы. В его произведениях герои оказываются в странных ситуациях, которые кажутся нормальными и естественными для них, но вызывают у читателей ощущение удивления и непонимания.
Какова биография Франца Кафки?
Франц Кафка родился 3 июля 1883 года в Праге в семье еврейских торговцев. Он получил образование юриста, но всю свою жизнь работал в страховой компании. Несмотря на это, Кафка считается одним из величайших писателей XX века. Он написал несколько известных романов и рассказов, таких как "Процесс", "Замок" и "Америка". Франц Кафка скончался 3 июня 1924 года в возрасте 40 лет.
Что можно сказать о творчестве Франца Кафки?
Творчество Франца Кафки отличается своеобразием и глубиной. В его произведениях часто присутствует тема чуждости и неудовлетворенности. Главные герои его романов и рассказов оказываются пленниками непонятных ситуаций, с которыми они бессильны бороться. Кафка создал уникальный стиль, который смешивает реальность и фантастику, реализм и символизм. Его произведения часто вызывают чувство тревоги и недоумения у читателя, и именно это делает их такими притягательными и актуальными до сих пор.
Что говорит Альбер Камю о творчестве Франца Кафки?
Альбер Камю считает, что творчество Франца Кафки необычно и естественно одновременно. Он утверждает, что события, описанные в произведениях Кафки, кажутся необычными для читателя, но для героев они являются естественными. Это вызывает странный парадокс: чем более необыкновенные приключения переживает герой, тем более они ощутимы для него. Камю подчеркивает, что это явление делает творчество Кафки уникальным и интересным для исследования.