Раскрытие пунктов: 1. Понятие культуры в социологии. Основные уровни, виды и формы культуры. 2. Роль культуры в жизни общества и личности.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 15 15 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 23.07.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Понятие культуры в социологии;
основные уровни, виды и формы культуры
2. Роль культуры в жизни общества и личности
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

При этом выделяется две функции культуры, применительно к личности:
– интегративная: позволяет отдельной личности стать полноправным членом общества;
– дифференцирующая: личность, включаясь в состав определенного общества, существует в нем как индивидуальность, желающая вести с обществом равноправный диалог, а не слепо выполнять нормы и предписания, характерные для отдельно общества.
Культура помогает человеку обрести себя как индивидуальность, выстроить свою систему ценностей, можно с уверенностью сказать, что без культуры не существует личности. Ведь человек отличается от животного наличием разума и чувства, а непременным условием развития этих параметров является культура. Человек, владеющий культурой, способен осмыслить свои действия, оценить их, воплотить в жизнь свои цели.
Для человека культура представляет собой сферу самореализации общественного индивида как субъекта культурно-исторического процесса. Так как культура является стороной любой общественной деятельности, то выделяют три способа ее проявления:
1. Общественный прогресс;
2. Степень воплощения гуманистических идей;
3. Особая форма соединения духовных богатств, накопленных предшествующим развитием человечества и духовных ценностей современного общества.
Становление личности человека неразрывно связано с культурой общества, в котором этот индивид находится. В процессе усвоения общественной культуры человек становится личностью, приобретает свое индивидуальное Я. Следовательно, культура является процессом становления и развития личности, обретения смысла своего бытия.
Культура способствует развитию духовно- и материально- ценностных представлений человека, его потенциала, определению его роли в обществе. Только через слияние с культурой происходит самореализация личности, самоопределение функции и направленности деятельности человека. Человек, живущий в русле своей культуры способен к адекватной оценке своего места в обществе, готовности к ответственности, она формирует у человека чувство общности с подобными ему индивидами.
Определяя роль культуры в жизни человека, важно не путать понятия культура и образование, так как они не являются абсолютным тождеством. Под образованием понимают владение определенным уровнем знаний, умений и навыков, тогда как культурность человека определяется еще и его этическими, нравственными особенностями, его культурой поведения, общения, его духовными качествами, интеллигентностью.
Можно сказать, что культура одновременно проявляется и на макро-, и на микро уровне, так как она формирует общество и его членов, тем самым регулируя состав и особенности социума. Культура передается от человека к человеку, от общества к обществу, постоянно обновляясь, но при этом не теряя свои индивидуальные особенности, позволяющие опознать и различить данную культуру в системе подобных ей образований, субкультур.

Заключение

Культура, как сложное явление, не подлежит однозначному истолкованию и сведению к сжатому определению, по этому и возникает такое многообразие определений и концепций культуры. При этом культура является понятием, не сводимому к единому целому. Во всех областях знания, занимающихся проблемой культуры, возникают противоречивые мнения, оценки, суждения, касательно определения культуры. В социологии происходит разделение на три подхода в определении культуры, которые за основу принимают творческую деятельность человечества, способ деятельности и духовную жизнь личности и общества в целом.
Формы культуры также вызывают споры: ученые сходятся во мнении, что высокая, народная и массовая культуры, несомненно, являются важнейшими формами. Что касается материальной и духовной культуры, то данные формы, по мнению некоторых исследователей, не являются самостоятельными в структуре культуры. Нет единства и в определении видов культуры, так как разнообразие параметров позволяет выделять множество разновидностей культуры.
Функции культуры проявляются на макро- и микро- уровнях параллельно, культура является обязательным условием и итогом существования общества; по состоянию культуры можно определять духовное развитие, социальную картину определенного общества. При этом каждое общество уникально и своеобразно за счет отбора установленных, важных только для данного общества культурных форм.
Относительно жизни отдельного человека выделяют две функции культуры: интегративную и дифференцирующую. Культура помогает личности найти свою индивидуальность, построить свою систему ценностей. Культура способствует развитию духовных и материальных ценностей в структуре сознания человека, его возможностей, дефиниции его роли в обществе. Только через слияние с культурой происходит самореализация личности, самоопределение функции и установки направления деятельности человека.
Культура переходит от человека к человеку, от общества к обществу, она постоянно видоизменяется, но при этом сохраняет свои отличительные характеристики, позволяющие отличить данную культуру в системе сходных с ней культур.










Список литературы

Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. – М.: Изд-во МГИК, 1992. – 240 с.
Ионин Л. Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Логос, 1996. – 280 с.
Кармин А. С. Культурология: учебник. – М.: Питер, 2006. – 463 с.
Культура как социальная система / Сост. С. Н. Першуткин. – Новосибирск, 1998. – 12 с.
Кон И. С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с.
Мамонтов С. П. Основы культурологи. Учебное пособие. – М.: Олимп, 1999. – 320 с.
Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1998. – 511 с.
Цивилизация. Культура. Личность. / Под ред. В. Ж. Келле. – М.: Эдуториал УРСС, 1999. – 224 с.
Человек как субъект культуры / Отв. Ред. Э. В. Сайко. – М.: Наука, 2002. – 445 с.

Арнольдов А. И. Человек и мир культуры, с. 9
Тощенко Ж. Т. Социология, с. 367
Тощенко Ж. Т. Социология, с. 369
Мамонтов С. П. Основы культурологи, с. 68
Арнольдов А. И. Человек и мир культуры, с. 10












2

Список литературы

1.Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. – М.: Изд-во МГИК, 1992. – 240 с.
2.Ионин Л. Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Логос, 1996. – 280 с.
3.Кармин А. С. Культурология: учебник. – М.: Питер, 2006. – 463 с.
4.Культура как социальная система / Сост. С. Н. Першуткин. – Новосибирск, 1998. – 12 с.
5.Кон И. С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967. – 383 с.
6.Мамонтов С. П. Основы культурологи. Учебное пособие. – М.: Олимп, 1999. – 320 с.
7.Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1998. – 511 с.
8.Цивилизация. Культура. Личность. / Под ред. В. Ж. Келле. – М.: Эдуториал УРСС, 1999. – 224 с.
9.Человек как субъект культуры / Отв. Ред. Э. В. Сайко. – М.: Наука, 2002. – 445 с.

Вопрос-ответ:

Какое понятие культуры существует в социологии?

В социологии понятие культуры охватывает совокупность материальных и нематериальных элементов, которые формируются обществом и передаются из поколения в поколение.

Какие уровни и виды культуры выделяются?

Выделяются несколько уровней культуры, включая артефакты и материальные объекты, социальные институты и нормы, системы ценностей и символы. При этом культура может быть материальной (такая как архитектура или искусство) и нематериальной (такая как язык, обычаи и верования).

Какова роль культуры в жизни общества?

Культура играет важную роль в жизни общества, так как она способствует социализации людей, формирует и поддерживает социальные нормы и ценности, а также обеспечивает стабильность и согласованность общественной жизни.

Какова роль культуры в жизни личности?

Культура также играет важную роль в жизни каждой отдельной личности. Она помогает формированию личностной идентичности, определяет ценности и поведенческие нормы, а также обеспечивает интеграцию личности в общество и ее признание как полноправного члена социума.

Какие функции культуры существуют применительно к личности?

Культура выполняет две основные функции в отношении личности. Интегративная функция позволяет отдельной личности стать полноправным членом общества, включаясь в его ценностную систему и образ жизни. Дифференцирующая функция позволяет личности выделиться и проявить свою индивидуальность в рамках определенного культурного контекста.

Что такое культура в социологии?

В социологии культура определяется как система ценностей, норм, установок, символов и знаний, которые общество передает от одного поколения к другому.

Каковы основные уровни, виды и формы культуры?

Основные уровни культуры включают материальный (такие элементы как архитектура, техника, одежда), социальный (нормы, ценности, знания, образование) и духовный (искусство, религия, мировоззрение). Виды культуры могут быть национальными, региональными, профессиональными и т.д. Формы культуры включают язык, религию, искусство, науку, технику.

Какую роль культура играет в жизни общества?

Культура играет важную роль в жизни общества. Она определяет ценности, нормы и установки, которые общество принимает и следует. Культура способствует формированию и поддержанию социального порядка, регулирует отношения между людьми, создает основу для общения и понимания друг друга.

Какую роль культура играет в жизни личности?

Культура играет важную роль в жизни личности. Она формирует ценности, нормы и установки, которыми руководствуется отдельный человек. Культура позволяет личности интегрироваться в общество и стать полноправным членом, а также определяет ее идентичность и принадлежность к определенной группе или сообществу.

Какие функции культуры существуют применительно к личности?

Существуют две функции культуры применительно к личности. Интегративная функция позволяет отдельной личности стать полноправным членом общества, интегрироваться в его структуру и подчиняться общепринятому набору ценностей и норм. Дифференцирующая функция культуры позволяет личности выделиться и отличаться от других, включаясь в состав определенного общества и выражая свою индивидуальность.

Какое понятие культуры в социологии?

В социологии культуру определяют как сложное общественное образование, включающее нормы, ценности, символы, традиции и способы поведения, которые передаются из поколения в поколение и формируют особенности конкретного общества.