- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
2.1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фрагмент для ознакомления
Члены Вокального клуба «Сударушка» – частые гости на праздниках организованных в Центре. Пользуется большой популярностью клуб «Веселая кадриль». Очень любят пенсионеры клуб «Театральный разъезд». Члены клуба не только частые гости краевого театра оперетты, но и сами готовят инсценировки, изготавливают костюмы.
По вопросам профилактической медицины, предупреждения эпидемических болезней работает гомеопатический клуб «Тысячелистник», в клубе «Помоги себе сам» пенсионерами осваиваются навыки измерения артериального давления с помощью тонометра, измерение пульса, наложение повязок на нижние и верхние конечности. Пожилые люди имеют богатый жизненный опыт, в течение жизни они накопили множество впечатлений знаний. Воспоминания пожилых людей имеют большую ценность для них самих и для общества, в котором люди позднего возраста нередко вызывают негативное отношение. В связи с этим в отделение дневного пребывания продолжает развиваться направление в социально-психологической реабилитации – общение в «Клубе интересных встреч и памятных дат», в который вошел клуб «Ветеран». Постоянно пополняется биографическими материалами, фотографиями и воспоминаниями «Книга Памяти участников Великой Отечественной войны».
Анализ изучения социальной помощи гражданам пожилого и престарелого возраста в части отделения срочного социального обслуживания
Услуги, предоставляемые отделениями срочного социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке).
Рис. 5. Анализ изучения социальной помощи гражданам пожилого и престарелого возраста в части отделения срочного социального обслуживания
Анализ изучения социальной помощи гражданам пожилого и престарелого возраста в части отделения срочного социального обслуживания показал:
оказание единовременной помощи в виде предоставления продуктовых наборов, одежды, обуви и предметов первой необходимости осуществлялось 90% гражданам пожилого и престарелого возраста;
организация экстренной психологической помощи осуществлялось 100% гражданам пожилого и престарелого возраста;
организация юридических и иных консультаций осуществлялась 90% гражданам пожилого и престарелого возраста;
оказание разовых услуг гражданам, временно не имеющим возможности выходить из дома или нуждающимся в единовременном оказании социальных услуг осуществлялось 80% гражданам пожилого и престарелого возраста.
Одной из эффективных форм в оказании неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, является отделение срочного социального обслуживания Центра социальной защиты. В фондах отделения вещевая, продуктовая, денежная и другие виды помощи. Недостаточное осуществление срочного социального обслуживания объяснялось недоукомлектованностью штата Центра социального обеспечения некоторыми специалистами, в частности юристами.
Заключение
Жизнь человека отличается продолжительным детством и продолжительной старостью. Само присутствие пожилых людей в семье, среди соседей, в любых формах социальной жизни дает незаменимые уроки гуманности. Даже после смерти люди остаются в человеческом сообществе благодаря результатам своего труда, накопленным нравственным ценностям и опыту. Это заставляет нынешние поколения в большей степени осознавать свою ответственность перед будущими поколениями.
Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и соответственно потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения.
Проведенный анализ литературы по проблеме изучения социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста показал, что специфические нужды пожилых людей носят в основном гуманитарный характер. Вместе с тем некоторые общие проблемы отражают и специфические требования этой группы населения в части здоровья, питания, жилья, окружающей среды, семейного и социального благосостояния, обеспечения доходов и занятости, образования.
Процесс старения памяти характеризуется двумя периодами спада: 60-70 и 70-80 лет. Кратковременная память страдает так же, как и долговременная. Актуализация событий прошлого связана с особой эмоциональной окраской прошлого опыта для пожилого человека, настоящая жизнь которого значительно меньше наполнена эмоциями. Считается, что в условиях уменьшения интеллектуальных, эмоциональных и физических ресурсов воспоминания помогают пожилому и старому человеку сохранить самооценку даже в ущерб объективности, посредством идеализации и оправдания событий прошлой жизни. Способность с любовью и благодарностью вспоминать прошлое – это залог примирения с настоящим, где есть уменьшение сил, ухудшение здоровья и качества общения.
Интеллектуальная деградация отнюдь не является атрибутом пожилых и старых людей. В то время как у одних интеллект с возрастом снижается, у других он сохраняется за счет включения различных компенсаторных механизмов. К 70 годам спад интеллекта достигает 70% от первоначального уровня, причем, чем выше был интеллект, тем менее выражено его снижение.
Личностные черты, свойственные характеру человека в молодые годы, в старости имеют отчетливую тенденцию к заострению. У людей бережливых могут развиться мелочность и скупость, эмоциональная несдержанность заостряется до степени взрывчатой агрессивности. Нередко у пожилых появляются умиротворенность, способность «подняться над суетой», адекватно переоценить свои возможности, осмыслить происходящее.
У пожилых людей нередко возникают такие эмоциональные нарушения, как тревога и депрессия. Эти явления усиливают психическую дезадаптацию. Второе направление наиболее частых эмоциональных изменений в этом возрасте связано с частыми переживаниями утраты (супруга, семейных связей, работы, социальной роли, престижа и др.).
Самооценка человека в старости претерпевает существенные изменения. С одной стороны, общее снижение жизненных функций отрицательно влияет на самооценку, с другой – пожилые люди склонны искренне завышать свои положительные качества. Самооценка зависит от удовлетворенности социальными контактами, занятости и нужности, материального благополучия и в меньшей степени – от здоровья.
Перечень потребностей – от наиболее к наименее значимым – у пожилых выглядит следующим образом:
исключение страданий, сохранение постоянства в привязанностях к людям, обстановке;
автономия, защита собственной независимости, власть;
забота о других, творчество.
Творческая активность в пожилом и старческом возрасте изменяется неоднозначно. У людей неинтеллектуальных и ранее не склонных к творчеству наблюдается сужение круга интересов. Интересы творческой личности, как правило, сохраняются и часто находятся вне семейных взаимосвязей: профессия, политика, любые коммуникативные формы деятельности.
Отношение к труду – решение прекратить или продолжить работу – зависит не только от материальной заинтересованности, но и от влияния комплекса факторов: здоровья, условий труда и быта и др. Выход на пенсию считается одним из ключевых событий старости. Генеральным направлением действий пожилого человека при благоприятной старости является оптимальное сохранение трудовой деятельности. Наиболее выигрышными в плане реабилитации являются творческие работы, приносящие, кроме материального удовлетворения, конкретный результат (имеют большое значение польза для общества, необходимость кому-то лично).
В ходе практического изучения социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста были сделаны следующие выводы:
1) Социально-психологические характеристики выборки исследования показали, что большую часть выборки, среди опрошенных респондентов составили социальные работники, имеющие: возраст от 25 лет до 40 лет – 50%; имеющие высшее образование – 90%; живущие в браке – 80%; имеющие 1 ребенка – 80%; стаж работы от 5-х до 15 лет – 70%. Таким образом, можно сделать вывод, что с пожилыми и престарелыми людьми работают в основном персонал, имеющий большой стаж работы и богатый практический опыт в профессиональной деятельности.
2) Анализ состояния занятости социальных работников в части работы с пожилыми и престарелыми людьми показал, что у 80% опрошенных социальных работников входит в обязанности обслуживание граждан на дому, у 50% опрошенных социальных работников входит в обязанности работа в отделении дневного пребывания, у 70% опрошенных социальных работников в обязанности входит срочное социальное обслуживание.
Анализ изучения особенностей социальной защиты с пожилыми и престарелыми людьми в части обслуживания на дому показал, что, по мнению социальных работников, 60% граждан нуждаются в обслуживании на дому. По результатам изучения структуры социальной помощи, оказываемой специалистами социальной работы, были получены следующие результаты: доставку на дом продовольствия и промтоваров, медикаментов, воды осуществляют 80% социальных работников; сдачу и доставка вещей в стирку, химчистку, ремонт осуществляют 70% социальных работников; оплату коммунальных услуг осуществляют 80% социальных работников; уборку жилых помещений, смену нательного и постельного белья осуществляют 50% социальных работников; кормление ослабленных граждан осуществляют 40% социальных работников; оказание санитарно-гигиенической помощи (причесывание, обтирание, стрижка ногтей, помощь в купании, мытье головы) осуществляют 50% социальных работников; содействие в приготовлении пищи осуществляют 50% социальных работников.
3) Анализ изучения социальной помощи пожилым и престарелым гражданам в части обслуживания на дому показал, что: содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, здравоохранения, нотариальных и др. оказывают 80% социальных работников; содействие в предоставлении обслуживаемым льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством оказывают 60% социальных работников; содействие в оформлении документов на опеку (попечительство) оказывают 70% социальных работников; содействие в оформлении документов для помещения в дом-интернат, Центр социального обслуживания оказывают 80% социальных работников.
4) Анализ изучения социальной помощи, оказываемой социальными работниками пожилым и престарелым гражданам в части отделения социально-медицинского обслуживания показал, что 80% граждан нуждаются в социально-медицинском обслуживании. По мнению социальных работников 70% пожилых и престарелых граждан нуждается в социальной и медицинской реабилитации; 100% граждан нуждается в психологической реабилитации; 100% граждан нуждается в решение социально-бытовых, юридических, воспитательных, психологических и ряда других проблем; 20% нуждаются в других видах социально-медицинского обслуживания.
Анализ изучения социальной помощи пожилым и престарелым гражданам в части отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов показал, что, по мнению социальных работников: в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья нуждаются 80% граждан пожилого и престарелого возраста; в медицинской помощи нуждаются 80% пожилого и престарелого возраста; в психологической помощи нуждаются 90% пожилого и престарелого возраста.
5) Одной из эффективных форм в оказании неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, является отделение срочного социального обслуживания. В фондах отделения вещевая, продуктовая, денежная и другие виды помощи. Недостаточное осуществление срочного социального обслуживания объяснялось недоукомлектованностью штата Центра социального обеспечения некоторыми специалистами, в частности юристами.
Таким образом, устранение представления о старости как о болезни важно не только для осуществления правильного подхода специалистам социальной работы к пациентам старших возрастных групп, но и для целесообразного построения гериатрической помощи. В пожилом и старческом возрасте процессы восстановления после перенесенного острого заболевания, обострения или осложнения хронического патологического процесса происходят более медленно, менее совершенно, что и обусловливает более затяжной период реабилитации и часто меньшую эффективность терапии. В связи с этим в проведении восстановительного лечения людей пожилого и старческого возраста в разных стадиях реабилитации должна быть проявлена большая настойчивость и учтены возрастные особенности физического и психического состояния.
Основная задача государственных структур, ответственных за социальное благополучие пожилых людей, - не просто предоставить им требуемую поддержку и услуги, Но сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные последствия утраты прежнего «социального лица». Помогая пожилым гражданам в разрешении индивидуальных проблем, государство совместно с общественностью одновременно должно реагировать на весь комплекс проблем, вызываемых увеличением доли пожилых людей в составе населения.
Список литературных источников
Абрамова Г. О зрелости. Психология зрелости. Самара: БахраХ-М, 2003. – 768 с.
Альперович В.Д. Проблемы старения: демография, психология, социология. М.: Наука, 2004. – 352 с.
Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320с.
Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 346 с.
Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2005. – 120 с.
Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: учеб. пособие. М., 2004. – 256 с.
Ларионова Т.П. Университет третьего возраста: опыт создания и перспективы развития: метод, рекомендации по социальной геронтологии. Казань, 2004. – 232 с.
Основы социальной работы. Под редакцией Басова Н.Ф. М.: Академия, 2004. – 288 с.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. М.: Инфра-М, 2010. – 272 с.
Подколзин АА. и др. Количественная оценка показателей смертности, старения, продолжительности жизни и биологического возраста: учеб.-метод, пособие. М., 2001. – 122 с.
Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / сост. Н.С. Дегарева, Г.В. Сабитова; под общ. ред. Н.А. Малышевой. М., 2003. – 266 с.
Социальная работа с пожилыми людьми. Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск, 2002. – 256 с.
Филатова СА. и др. Геронтология. Ростов н/Д, 2004. – 432 с.
Холостова Е.И. и др. Социальная геронтология: учеб. пособие. М., 2006.
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: Дашков и К, 2005. – 296 с.
Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции): учеб. пособие для вузов. М.: Педагогика, 2006. – 224 с.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. М.: Инфра-М, 2010. с. 163.
Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2005. с. 69.
Холостова Е.И. и др. Социальная геронтология: учеб. пособие. М., 2006. с. 16-18.
Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / сост. Н.С. Дегарева, Г.В. Сабитова; под общ. ред. Н.А. Малышевой. М., 2003. с. 22.
Альперович В.Д. Проблемы старения: демография, психология, социология. М.: Наука, 2004. с. 21-23.
Подколзин АА. и др. Количественная оценка показателей смертности, старения, продолжительности жизни и биологического возраста: учеб.-метод, пособие. М., 2001. – 122 с.
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: Дашков и К, 2005. с. 51.
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: Дашков и К, 2005. с. 52-53.
Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. с. 42.
Филатова СА. и др. Геронтология. Ростов н/Д, 2004. с. 123-126.
Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2005. - С. 74
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. М.: Инфра-М, 2010. с. 170.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. М.: Инфра-М, 2010. с. 171.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. М.: Инфра-М, 2010. с. 172.
Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. с. 201.
8
Список литературных источников
1.Абрамова Г. О зрелости. Психология зрелости. Самара: БахраХ-М, 2003. – 768 с.
2.Альперович В.Д. Проблемы старения: демография, психология, социология. М.: Наука, 2004. – 352 с.
3.Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320с.
4.Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 346 с.
5.Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М., 2005. – 120 с.
6.Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: учеб. пособие. М., 2004. – 256 с.
7.Ларионова Т.П. Университет третьего возраста: опыт создания и перспективы развития: метод, рекомендации по социальной геронтологии. Казань, 2004. – 232 с.
8.Основы социальной работы. Под редакцией Басова Н.Ф. М.: Академия, 2004. – 288 с.
9.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения. М.: Инфра-М, 2010. – 272 с.
10.Подколзин АА. и др. Количественная оценка показателей смертности, старения, продолжительности жизни и биологического возраста: учеб.-метод, пособие. М., 2001. – 122 с.
11.Пожилые люди: социальная политика и развитие социальных услуг / сост. Н.С. Дегарева, Г.В. Сабитова; под общ. ред. Н.А. Малышевой. М., 2003. – 266 с.
12.Социальная работа с пожилыми людьми. Отв. ред. А.Ю. Левагина. Ульяновск, 2002. – 256 с.
13.Филатова СА. и др. Геронтология. Ростов н/Д, 2004. – 432 с.
14.Холостова Е.И. и др. Социальная геронтология: учеб. пособие. М., 2006.
15.Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: Дашков и К, 2005. – 296 с.
16.Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции): учеб. пособие для вузов. М.: Педагогика, 2006. – 224 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности проблем у людей пожилого возраста?
Особенности проблем у людей пожилого возраста включают возрастные изменения, ухудшение физического и психического здоровья, утрату близких и социальную изоляцию.
Что включает в себя система социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста?
Система социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста включает в себя удовлетворение их социальных и психологических потребностей, поддержку самостоятельности, адаптацию к изменениям, социальную поддержку и оказание помощи при необходимости.
Какая методика использовалась в исследовании особенностей социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста?
В исследовании использовалась методика наблюдения и анализа деятельности лиц пожилого возраста в различных социальных ситуациях.
Какие результаты были получены в ходе исследования особенностей социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста?
В ходе исследования были получены результаты, которые свидетельствуют о необходимости оказания социальной поддержки и помощи лицам пожилого возраста, а также о важности удовлетворения их социальных и психологических потребностей.
Какие основные проблемы изучались в статье?
В статье изучались особенности проблем у людей пожилого возраста и система социально-психологической деятельности с ними. Также проводилось практическое исследование особенностей социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста.
Какие особенности присущи проблемам людей пожилого возраста?
Проблемы людей пожилого возраста связаны с физиологическими изменениями организма, возрастными ограничениями, потерей близких людей, пенсионными вопросами, ограничением физической активности и т.д. Все это влияет на социально-психологическую деятельность данной возрастной группы.
Что представляет собой система социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста?
Система социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста включает в себя различные аспекты, такие как поддержка социальных связей, организация досуга, психологическая помощь, участие в общественной жизни и т.д. Она помогает пожилым людям поддерживать активную и насыщенную жизнь в старости.
Какие методики использовались для исследования особенностей социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста?
Для исследования особенностей социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста были использованы различные методики, такие как опросы, наблюдение, интервью, анкетирование и т.д. Это позволило получить информацию о проблемах, потребностях и желаниях пожилых людей и разработать рекомендации для улучшения их качества жизни.
Какие результаты были получены в ходе исследования особенностей социально-психологической деятельности с лицами пожилого возраста?
В ходе исследования были получены разнообразные результаты, которые свидетельствуют о необходимости улучшения условий социально-психологической поддержки пожилых людей. Было обнаружено, что активное участие в общественной жизни, поддержка социальных связей и организация досуга имеют положительный эффект на психологическое состояние и самооценку пожилых людей. Эти результаты позволяют разработать рекомендации для улучшения качества жизни данной возрастной группы.