Приемственность в работе детского сада и начальной школы
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 12.12.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение:
I.Работа с детьми.
Развитие воображения
Развитие субъектности
Развитие произвольности
II. Работа с родителями.
III. Работа с педагогами
Заключение:
Список литературы:
Ее, вероятно, нельзя рассматривать как панацею. Однако, будучи адекватно воплощенной, она с определенных позиций может содействовать решению целого ряда насущных проблем современного образования.
На разных ступенях образования умение (способность) и лежащее в его основе стремление учиться (а затем – переучиваться) может проявляться в самых различных формах:
-в бескорыстной любознательности и желании «ставить эксперименты» над явлениями действительности (дошкольная ступень);
-в адекватных запросах учебной помощи у учителя (этап введения ребенка в школьную жизнь);
- в тех или иных видах учебной самостоятельности при усвоении нового материала – например, в самостоятельной постановке учебной задачи, в инициативном построении учебного сотрудничества со сверстниками, в самооценке собственных учебных возможностей и достижений, которая может быть корректно соотнесена с отметкой учителя (начальная школа);
-в учебной рефлексии (в частности, в осознании границы знаемого и незнаемого), в конструктивно-критическом анализе оснований позиции учителя и одноклассников, собственной точки зрения, в организации и ведении учебных диалогов и дискуссий, в потребности придать учению общественно значимый смысл, исследовать и самосовершенствоваться, самообразовываться в нем, активно осваивать вариативные способы приобретения новых знаний (основная школа);
-в учебно-исследовательском проектировании и первоначальном определении перспектив личностного роста.
Актуальность задачи развития умения учиться для нашей страны очевидна уже на социальном уровне. Ее успешное решение в образовательном процессе может повлечь за собой широкий спектр позитивных следствий: от возникновения полноценного рынка труда, который, не нуждаясь в жестком, директивном регулировании, будет в спонтанной форме складываться целенаправленно и социально оправданно, – до формирования у значительной части подрастающего поколения основ гражданского сознания и самосознания. По мере этого и система образования обретет мощный ресурс саморазвития, «модернизируясь» прежде всего «внутренними силами» своих собственных субъектов – детей и взрослых. В данном случае, например, многие проблемы школы (связь усвоения базисных знаний, умений и навыков с учебным творчеством, выбор предметов в профильном обучении и др.) смогут решаться как бы в «рабочем порядке».
Систематическое развитие предпосылок УУ в дошкольном возрасте позволит сделать подготовку к школе естественной и непринужденной, тем самым «сняв» ее как специальную педагогическую задачу. Более того, развитие УУ является основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.
На дошкольной ступени могут быть заложены фундаментальные предпосылки умения учиться. Основная среди них - развитие творческого воображения ребенка – ведущего психологического завоевания дошкольного детства, базовой духовной и душевной способности как растущего, так и зрелого человека.
Формы работы.
I.Работа с детьми.
Экскурсии дошкольников в школу:
знакомство с учителями и учениками школы, школьными помещениями;
участие в совместной деятельности (праздник, урок рисования, керамики, литературы).
Организация постоянной художественно-театральной деятельности (спектакли учащихся начального или среднего звена в детском саду – 3-4 раза в год).
Организация постоянной взаимосвязи подготовительных групп детского сада с первым классом школы:
поздравительная переписка /письменная и видео/ – дни рождения, праздники;
переписка по содержанию обучения (поделиться успехами, предложить интересные задания /задачи, загадки/).
Выпуск газеты детского творчества на базе детского сада – 3 раза в год (корреспонденты – дошкольники и ученики 1-го класса). Проведение конкурса на лучшее произведение в разных рубриках, жюри – ученики средних классов. Подведение итогов и награждение победителей.
II. Работа с родителями.
Организация цикла встреч-консультаций педагогов школы и детского сада с родителями детей старшего дошкольного возраста по проблеме готовности детей к школе.
Публикации в газете детского сада информации, ориентирующей родителей по вопросам организации школьной жизни, психологической готовности ребенка к школе, содержания развивающих игр, заданий, упражнений.
Создание фильма (клипа) о школе и организация показа фильма родителям дошкольников.
III.Работа с педагогами.
Совместное участие педагогов детского сада и школы в семинарах, конференции и т.д., организуемых на базе образовательных учреждений (по приглашению).
Создание и просмотр видеозаписей занятий, уроков педагогами учреждений.
II. Работа с родителями.
Организация цикла встреч-консультаций педагогов школы и детского сада с родителями детей старшего дошкольного возраста по проблеме готовности детей к школе.
Публикации в газете детского сада информации, ориентирующей родителей по вопросам организации школьной жизни, психологической готовности ребенка к школе, содержания развивающих игр, заданий, упражнений.
Создание фильма (клипа) о школе и организация показа фильма родителям дошкольников.
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ.
Заключение:
При адекватном, грамотно организованном механизме преемственности, можно ожидать следующих результатов
сокращение сроков школьной адаптации (принятие системы школьных правил, снижение заболеваемости);
успешное освоение ребенком учебной деятельности, форм и способов работы, характерных для модели развивающего обучения;
гармонизация представлений ребенка о «нормах общежития» и «нормах свобод обучения»;
повышение уровня социализации детей, повышение личностного и социального статуса.
Понимание родителями преимуществ и специфики процесса развивающего обучения.
Желание родителей продолжить образование ребенка в рамках развивающей модели
Общее понимание педагогами дошкольного и школьного учреждений целей и задач образования; форм и методов обучения; возрастно-психологических особенностей детей
Выстроенная система непрерывного образования в рамках развивающих программ.
Появление в городе сообщества людей – носителей особой образовательной культуры развивающего обучения (дошкольного и школьного).
Возникновение педагогического пространства в рамках развивающего обучения (информация, пропаганда, обучение).
Список литературы:
Приказ Минобразования России № 393 от 11.02.02 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопр. психол. 1998. № 5. С. 59-68
Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969
Давыдов В.В. Генезис и развитие личности и детском возрасте // Вопр. психол. 1992. N 1-2. С.22-33.
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр. психологии. – 1997. – №
Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2003.
Развитие мышление и умственное воспитание дошкольника. п./р Поддъякова Н.Н., Говорковой А.Ф. ,М., Педагогика. 1985
А.А. Леонтьев. Школа 2100. Педагогика здравого смысла.
Пороцкая Е.Л. Исследование особенностей позиции родителей по отношению к психическому развитию дошкольника. Психолог в детском саду. 2000,№2-3
Технологии проектирования и планирования предшкольного образования. С-Пб., 2007.
Содержание
Введение: 2
I.Работа с детьми. 4
Развитие воображения 7
Развитие субъектности 9
Развитие произвольности 10
II. Работа с родителями. 14
III. Работа с педагогами 15
Заключение: 25
Список литературы: 26
Приказ Минобразования России № 393 от 11.02.02 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопр. психол. 1998. № 5. С. 59-68.
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр. психологии. – 1997. – № 1.
Там же.
Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969
Давыдов В.В. Генезис и развитие личности и детском возрасте // Вопр. психол. 1992. N 1-2. С.22-33.
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр. психологии. – 1997. – № 1
Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2003.
Развитие мышление и умственное воспитание дошкольника. п./р Поддъякова Н.Н., Говорковой А.Ф. ,М., Педагогика. 1985
А.А. Леонтьев. Школа 2100. Педагогика здравого смысла.
Пороцкая Е.Л. Исследование особенностей позиции родителей по отношению к психическому развитию дошкольника. Психолог в детском саду. 2000,№2-3
Технологии проектирования и планирования предшкольного образования. С-Пб., 2007.
Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр. психологии. – 1997. – № 1
26
школа
1 класс
Среднее звено
родители
Подготовитель
ная группа
Все дети
Детский сад
2.Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопр. психол. 1998. № 5. С. 59-68
3.Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969
4.Давыдов В.В. Генезис и развитие личности и детском возрасте // Вопр. психол. 1992. N 1-2. С.22-33.
5. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр. психологии. – 1997. – №
6.Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. Биробиджан, 2003.
7.Развитие мышление и умственное воспитание дошкольника. п./р Поддъякова Н.Н., Говорковой А.Ф. ,М., Педагогика. 1985
8.А.А. Леонтьев. Школа 2100. Педагогика здравого смысла.
9.Пороцкая Е.Л. Исследование особенностей позиции родителей по отношению к психическому развитию дошкольника. Психолог в детском саду. 2000,№2-3
10.Технологии проектирования и планирования предшкольного образования. С-Пб., 2007.
Вопрос-ответ:
Какова роль приемственности в работе детского сада и начальной школы?
Приемственность в работе детского сада и начальной школы играет важную роль в образовании детей. Она позволяет обеспечить единый педагогический процесс на разных ступенях образования, способствует развитию воображения, субъектности и произвольности у детей.
Что такое развитие воображения и как оно связано с приемственностью в работе детского сада и начальной школы?
Развитие воображения - это способность ребенка строить внутренние образы, играть и творить. Приемственность в работе детского сада и начальной школы создает благоприятную среду для развития воображения, так как педагоги обеспечивают непрерывность образовательного процесса и используют методы, способствующие развитию воображения у детей.
Какова роль приемственности в развитии субъектности?
Приемственность в работе детского сада и начальной школы имеет важное значение для развития субъектности у детей. Она создает условия, в которых дети осознают себя как активных участников образовательного процесса и начинают проявлять свою инициативу, развивать навыки саморегуляции и самостоятельности.
Как связана приемственность с развитием произвольности?
Приемственность в работе детского сада и начальной школы способствует развитию произвольности у детей. Она помогает создать систему последовательных шагов в образовании, которая требует от детей активности, выбора и самостоятельности в решении задач, развивая тем самым их произвольность.
Какова роль приемственности в работе с родителями и педагогами?
Приемственность в работе детского сада и начальной школы играет важную роль во взаимодействии с родителями и педагогами. Она способствует созданию единого подхода к воспитанию и обучению детей, содействует установлению доверительных отношений и обмену опытом между родителями и педагогами.
Как связаны работа детского сада и начальной школы?
Работа детского сада и начальной школы тесно связана и дополняет друг друга. Детский сад является первым опытом социализации ребенка и местом, где развиваются его воображение, субъектность и произвольность. Начальная школа, в свою очередь, строит на этом опыте, развивает учебные навыки и готовит ребенка к дальнейшей учебе. Приемственность между детским садом и начальной школой позволяет обеспечить плавный переход ребенка от одной ступени образования к другой.
Чему способствует работа с детьми в детском саду?
Работа с детьми в детском саду способствует развитию их воображения, субъектности и произвольности. Во время игры и творческой деятельности дети могут выражать свои мысли и чувства, развивать свою фантазию и творческие способности. Они также учатся принимать решения, контролировать свое поведение и сотрудничать с другими детьми.
Какая роль родителей в работе детского сада и начальной школы?
Родители играют важную роль в работе детского сада и начальной школы. Они являются партнерами педагогов и активно участвуют в жизни образовательного учреждения. Родители могут помогать в организации досуга и мероприятий, поддерживать образовательные программы, принимать участие в родительских комитетах и советах. Вместе с педагогами они создают благоприятную образовательную среду для своих детей.
Что можно сделать для развития профессиональных навыков педагогов?
Для развития профессиональных навыков педагогов можно организовывать различные тренинги, семинары и конференции. Такие мероприятия позволяют обмениваться опытом, изучать новые методики и передовые практики, развивать креативное мышление и улучшать профессиональные навыки. Также важно организовывать систему поддержки и коучинга для педагогов, чтобы они могли развиваться и повышать свою квалификацию.
Как влияет приемственность в работе детского сада и начальной школы на развитие детей?
Приемственность в работе детского сада и начальной школы является важным фактором в развитии детей. Она позволяет создать непрерывный образовательный процесс, где знания и навыки, полученные в детском саду, могут быть эффективно использованы в начальной школе. Это способствует более полному и гармоничному развитию детей, помогает им активно осваивать новый материал и успешно адаптироваться к школьной жизни.
Каковы основные преимущества работы с родителями в детском саду и начальной школе?
Работа с родителями в детском саду и начальной школе имеет несколько основных преимуществ. Во-первых, это позволяет создать партнерские отношения между педагогами и родителями, что способствует совместному влиянию на развитие ребенка. Во-вторых, родители могут обменяться опытом и информацией о воспитании детей, что помогает улучшить взаимопонимание в семье и повысить качество образования. В-третьих, родители могут принимать активное участие в образовательном процессе, что позволяет более полно удовлетворить индивидуальные потребности и интересы ребенка.