Правовые нормы регулирования деятельности массовой коммуникации

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 20 20 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 26.05.2008
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:

Введение
1. Современное состояние законодательства, регулирующего деятельность массовых коммуникаций
2. Перспективы развития законодатлеьства
2.1. Основные направления развития законодательства
2.2. Основные направления развития законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Об этом свидетельствует имеющаяся группа законопроектов "О внесении изменений о дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", находящихся на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по информационной политике, а также проекты новых версий федерального закона "О средствах массовой информации", подготовленные депутатами Государственной Думы, автором действующего закона о СМИ М.А. Федотовым, Индустриальным комитетом и Минкультуры РФ(3, с. 3-36) и др. Как показала практика, попытки написания нового Законопроекта "О средствах массовой информации" приводят к появлению законопроектов, в основном повторяющих действующий Закон. По-видимому, нецелесообразно принимать новый Закон "О средствах массовой информации", а следует внести необходимые изменения и дополнения для приведения его в соответствие с действующим законодательством. Учитывая продолжительную практику применения указанного закона, его существенные изменения нежелательны, так как могут привести к созданию значительных трудностей в деятельности средств массовой информации.
Среди нерешенных проблем правового регулирования средств массовой информации следует выделить следующие вопросы:
- правовое регулирование телевещания и радиовещания;
- формирование правовых основ лицензирования телевещания и радиовещания;
- обеспечение создания в Российской Федерации института общественного вещания;
- приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями международного права и зарубежного опыта защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
- обеспечение законодательного регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления спутникового и кабельного вещания, вещания с использованием сети Интернет и других современных средств и технологий, в том числе предоставления публичных услуг в форме интерактивного телевидения.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что для обеспечения прав телезрителей и радиослушателей необходим базовый закон, который бы устанавливал правовые основы телевещания и радиовещания. Соответствующий законопроект более шести лет назад при участии всех ведущих юристов и представителей крупнейших российских телерадиокомпаний разработан и в настоящее время находится в Государственной Думе. По непонятным причинам он "заморожен" в Комитете Государственной Думы по информационной политике.
Недопустимым является отсутствие в российском законодательстве установленных законом норм, устанавливающих порядок лицензирования организаций, осуществляющих телевещание, радиовещание и вещание дополнительной информации в Российской Федерации. В отсутствие закона, который бы конкретизировал порядок лицензирования телерадиовещания, предоставление соответствующих лицензий производится по правилам, установленным исполнительной властью посредством нормативно-правовых актов. Это способствует необъективности и коррупции в принятии решений о выдаче или приостановлении лицензий, препятствует опротестованию принятых решений в суде.
В отличие от Российской Федерации последнее десятилетие законодательство о средствах массовой информации государств Центральной и Восточной Европы развивалось бурными темпами, в частности, практически везде государственные телерадиокомпании были преобразованы в общественные. В республиках Прибалтики, Румынии, Молдове, Грузии, Азербайджане, Киргизии действуют внутригосударственные законы, устанавливающие порядок учреждения, организации и осуществления общественного вещания. Готовится к принятию закон об общественном вещании на Украине.
В Концепции развития телерадиовещания в России на период 2006 - 2015 годов, подготовленной Департаментом массовых коммуникаций Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2005 г. (2, с. 25), в числе первоочередных мер указано совершенствование законодательства в сфере телерадиовещания. В документе обозначена потребность в правовом обеспечении права на граждан Российской Федерации на доступ к информации, необходимость подготовки и принятия федерального закона о телевидении и радиовещании, отсутствие законодательной базы для кабельного телевидения, актуальность создания национального общественного телевидения и радиовещания. Разработка законопроекта "Об общественном телевидении и радиовещании" предусмотрена проектом среднесрочной программы экономического развития на 2005 - 2008 гг., внесенным Минэкономразвития России на рассмотрение Правительства РФ (2, 23-26).
В ближайшие годы планируется переход на новый технологический уровень вещания, включая замену аналогового телерадиовещания цифровым и распространение цифровой приемной аппаратуры, что потребует подготовки и утверждения ряда нормативно-правовых актов для обеспечения такого перехода и функционирования новой системы телерадиовещания. Концепция рекомендует осуществить разработку и принятие специального Федерального закона "О Федеральной комиссии по телерадиовещанию в Российской Федерации", в компетенцию которой могли бы входить помимо функции предоставления лицензии на телерадиовещание, регулирующие полномочия по установлению стандартов качества вещания, контрольные полномочия в области соблюдения законодательства РФ и лицензионных условий, рассмотрение жалоб по вопросам, связанным с нарушением законодательства и другие.
Как видно из представленного анализа, основные направления развития законодательства в информационной сфере определены, в основном соответствуют зарубежной практике правового регулирования информационных отношений и осуществляются в соответствии международно-правовыми требованиями к обеспечению свободы слова и иных прав и законных интересов граждан в области производства, хранения и распространения информации.

Заключение:

Очевидно, что, развиваясь и совершенствуясь, "сетевое государство" пока еще не успевает установить конкретные юридические механизмы и процедуры защиты общепризнанных прав. А действующие нормы права не отвечают складывающимся коммуникационным отношениям, что создает благоприятные условия для всевозможных правонарушений.
Затруднительность применения к СМИ, функционирующим в сети Интернет, обоснованных санкций превращает виртуальное пространство в привлекательное поле для диффамационных утверждений.
Считаем целесообразным подчеркнуть необходимость комплексного подхода к регулированию обозначенного правоотношения: распространения в сети Интернет средствами массовой информации диффамационных материалов. Одновременно с разработкой новых правовых норм в ряде случаев необходимо внесение изменений в уже действующее законодательство с целью обеспечения его прямого действия применительно к Сети.
Список использованной литературы:


Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994.
Концепция развития телерадиовещания в России на период 2006 - 2015 гг. Департамента массовых коммуникаций Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации // Законодательство и практика массмедиа. 2005. Сентябрь. С. 23 - 26, а также на сайте Минкультуры РФ в сети Интернет: htth:/www.mkmk/info/ federalprogramms.
Воинов А. Сравнительный анализ новых проектов закона о СМИ; Шевердяев С. Основные проблемы проектов федеральных законов о средствах массовой информации // Законодательство и практика массмедиа. 2003. Февраль.
Вокруг принятия планов развития СМИ до 2010 г. глава Минкультуры не ожидает скорого появления новой редакции закона о СМИ // Законодательство и практика массмедиа. 2005. Сентябрь.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. письмом Президента Российской Федерации N Пр-1895 от 9 сентября 2000 г. // Рос. газ. 2000. 16 мая.
Калятин В.О. Право в сфере Интернета М.: Норма, 2004.
переводы законов об общественном вещании государств - бывших республик в составе СССР на сайте Института проблем информационного права: http:// www.medialaw.ru
Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Издательство МГУ, 2002.
Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М.: Издательство "Норма", 2003.

Монахов В.Н. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования. М.: Экопринт, 2003.
Осипенко А.Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях. Международный опыт. М.: Норма, 2004.
Серго А.Г. Интернет и право М.: Бестселлер, 2003. С. 216; Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юрист, 2001.
Тарбеев М. О трудностях и проблемах кабельного телевидения в России // Телевидение и радиовещание. Broadcasting. 2004. N 1. Январь - февраль.
Терещенко Л.К. Концепция развития законодательства в сфере информации и информатизации // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2004.
Фролов С. С. Социология, Гардарики, 2000












4

Список использованной литературы:


1.Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994.
2.Концепция развития телерадиовещания в России на период 2006 - 2015 гг. Департамента массовых коммуникаций Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации // Законодательство и практика массмедиа. 2005. Сентябрь. С. 23 - 26, а также на сайте Минкультуры РФ в сети Интернет: htth:/www.mkmk/info/ federalprogramms.
3.Воинов А. Сравнительный анализ новых проектов закона о СМИ; Шевердяев С. Основные проблемы проектов федеральных законов о средствах массовой информации // Законодательство и практика массмедиа. 2003. Февраль.
4.Вокруг принятия планов развития СМИ до 2010 г. глава Минкультуры не ожидает скорого появления новой редакции закона о СМИ // Законодательство и практика массмедиа. 2005. Сентябрь.
5.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. письмом Президента Российской Федерации N Пр-1895 от 9 сентября 2000 г. // Рос. газ. 2000. 16 мая.
6.Калятин В.О. Право в сфере Интернета М.: Норма, 2004.
7.переводы законов об общественном вещании государств - бывших республик в составе СССР на сайте Института проблем информационного права: http:// www.medialaw.ru
8.Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Издательство МГУ, 2002.
9.Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М.: Издательство "Норма", 2003.

10.Монахов В.Н. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования. М.: Экопринт, 2003.
11.Осипенко А.Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях. Международный опыт. М.: Норма, 2004.
12.Серго А.Г. Интернет и право М.: Бестселлер, 2003. С. 216; Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Юрист, 2001.
13.Тарбеев М. О трудностях и проблемах кабельного телевидения в России // Телевидение и радиовещание. Broadcasting. 2004. N 1. Январь - февраль.
14.Терещенко Л.К. Концепция развития законодательства в сфере информации и информатизации // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2004.
15.Фролов С. С. Социология, Гардарики, 2000

Вопрос-ответ:

Какие правовые нормы регулируют деятельность массовой коммуникации?

Деятельность массовой коммуникации регулируется рядом правовых норм, в том числе законами о средствах массовой информации, законами о свободе слова и выражения мнения, законами о защите персональных данных и прочими.

В каком состоянии находится законодательство, регулирующее деятельность массовых коммуникаций?

Современное состояние законодательства в данной области характеризуется изменениями и обновлениями. Впереди есть несколько важных законопроектов, направленных на совершенствование и развитие законодательства в сфере массовой коммуникации.

Какие перспективы развития законодательства в сфере массовой коммуникации?

Перспективы развития законодательства в данной сфере включают в себя основные направления, такие как усиление защиты прав потребителей информации, повышение эффективности контроля за деятельностью средств массовой информации и развитие правил работы с персональными данными.

Какие основные направления развития законодательства в сфере массовой коммуникации?

Основные направления развития законодательства в данной сфере включают: установление более жестких требований к средствам массовой информации, обеспечение свободы слова и выражения мнения, защиту персональных данных и прав потребителей информации.

Что говорит о развитии законодательства в Российской Федерации о средствах массовой информации?

Развитие законодательства в Российской Федерации о средствах массовой информации свидетельствует имеющаяся группа законопроектов, которая предлагает внести изменения и дополнения в существующий закон о средствах массовой информации, чтобы улучшить его эффективность и соответствие современным требованиям.

Какое законодательство регулирует деятельность массовой коммуникации?

Деятельность массовой коммуникации регулируется законодательством о средствах массовой информации, в том числе Федеральным законом «О средствах массовой информации», который устанавливает основные правила и требования к работе СМИ.

Каково современное состояние законодательства, регулирующего деятельность массовой коммуникации?

Современное состояние законодательства регулирующего деятельность массовой коммуникации характеризуется постоянными изменениями и дополнениями, чтобы учитывать меняющиеся технологии и требования общества. Законодательство направлено на защиту прав и свобод граждан в области информационной безопасности, пресечение распространения экстремистской и незаконной информации, а также на создание условий для развития конкурентной среды на рынке массовых коммуникаций.

Какие перспективы развития законодательства регулирования деятельности массовой коммуникации?

Перспективы развития законодательства в этой области включают усиление борьбы с фейками и дезинформацией, обеспечение информационной безопасности, регулирование работы социальных сетей и интернет-платформ, а также урегулирование вопросов о защите прав авторов и прав потребителей информационных продуктов.

Какие основные направления развития законодательства о средствах массовой информации в Российской Федерации?

Основные направления развития законодательства включают в себя совершенствование процедуры регистрации СМИ, ужесточение ответственности за нарушения в области информационной безопасности, создание механизмов защиты прав авторов и прав потребителей, а также регулирование работы рекламы и рекламных материалов в СМИ.

Свидетельствует ли группа законопроектов о возможном развитии законодательства о средствах массовой информации в Российской Федерации?

Да, имеющаяся группа законопроектов о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" свидетельствует о возможном развитии законодательства в этой области. Эти изменения направлены на усиление контроля над информацией, борьбу с незаконной и экстремистской информацией, а также на создание условий для развития конкурентной среды на рынке массовых коммуникаций.

Что регулирует законодательство в области массовой коммуникации?

Законодательство в области массовой коммуникации регулирует деятельность средств массовой информации, таких как телевидение, радио, пресса, интернет-ресурсы и т.д. Оно определяет правила и нормы, которые должны соблюдаться при осуществлении массовой коммуникации, как с точки зрения процесса передачи информации, так и с точки зрения ее содержания.

Каково современное состояние законодательства, регулирующего деятельность массовой коммуникации?

Современное состояние законодательства в области массовой коммуникации различается в разных странах, но общие тенденции можно выделить. В большинстве стран существуют законы, регулирующие содержание и распространение информации, защищающие право на свободу слова и обеспечивающие ограничения в интересах общественной безопасности, морали, чести и достоинства людей. Однако в последние годы наблюдается ужесточение контроля над средствами массовой информации и ужесточение ответственности за распространение неправдивой или недостоверной информации.