Личность педагога как основа педагогической деятельности
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 07.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1.УЧИТЕЛЬ КАК ВОСПИТАТЕЛЬ
1.1.Общая культура учителя и профессиональное совершенство
1.2.Личность учителя и педагогическое мастерство
2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ИНТЕГРАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
2.1. Личность педагога в авторских технологиях обучения
2.1.1. Авторские технологии на примере В. Ф. Шаталова
2.2. Педагогическая импровизация
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Одним из важных этапов в методике Шаталова В. Ф. значится пункт об изложении материала в быстром темпе – этот пункт позволяет предположить, что не каждый учитель может воспользоваться этой методикой (Педагогика под ред. Крившенко Л. П., 2004, С. 339). Резонно предположить, что внутренний темперамент личности Шаталова органичен именно в быстром изложении материала. Но далеко не каждый хороший учитель способен работать в быстром темпе, а значит такое требование – определенное условие, по отношению к личности педагога.
2.2. Педагогическая импровизация
В настоящее время бурно развиваются технологии альтернативной педагогики. Альтернативная педагогика склонна рассматривать ребенка как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению. Самовыражение приносит ребенку чувство радости, позволяет почувствовать гармонию с самим собой и окружающим миром. Альтернативная педагогика совместно со специальной психологией проявляют особый интерес к искусству как средству развития и коррекции личности ребенка в процессе воспитания и обучения. В альтернативной педагогике преподаватель должен быть творческой, деятельной личностью. Он должен развивать в себе способности к импровизации.
Педагогическая импровизация – это изначально непредусмотренные действия педагога, которые обуславливаются незапланированными ситуациями, складывающимися под влиянием внутренних или внешних факторов. Поскольку сам процесс творчества происходит в отрезке времени здесь и сейчас, именно импровизация в действиях педагога будет наиболее плодотворной реакцией и движущей силой творческого потенциала ребенка (Медведева Е. А., 2001, С. 67). Особенно большие требования к педагогической импровизации предъявляется в артпедагогике. Готовность к импровизации, как мы уже говорили выше, предъявляет большие требования к личности педагога – непрерывная работа педагога над самим собой должна стать частью артпедагогической системы. Успех импровизации обуславливается конструированием и прогнозированием форм, мотивированностью, перспективностью результатов. Импровизация педагога способна разбудить в ребенке вдохновение.
Педагогическая импровизация должна вносить в учебно-воспитательную деятельность те или иные методические модификации, рационализацию приемов и методов обучения и воспитания. Таким образом, импровизация убирает границы возможностей педагогического подхода.
Диалог, лежащий в основе метода, предполагает не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. В диалоге каждое сообщение рассчитано на интерпретацию собеседника и возвращение информации в обогащенном виде. В диалоге активны все субъекты: и педагог, и воспитанники. Залог успеха – в эмоциональной сдержанности, ненавязчивости, внутренней свободе. В процессе урока содержание темы обогащается содержанием искусства, гармонично сочетающимся с основным предметом, что способствует развитию личности как обучающихся, так и педагога. Каждый урок должен интегрировать познавательный, творческий и личностный компонент. Личностный компонент является главным, систематизирующим, что отличает артурок от традиционного занятия.Педагог, работающий в технологии артпедагогики, должен отвечать определенным требованиям, обладать высоким интеллектом, развитым мышлением и памятью. Он должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации. Знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать стереотипы, привычные учащимся. Несомненно, ценным в артпедагогике является обращение к внутреннему миру ребенка, включение его в образовательный процесс «на равных» с педагогом, развитие индивидуальности, креативности как обучающихся, так и педагога, формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, саморазвитии (Медведева Е. А., 2001, С. 48).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важность личности учителя для успешной педагогической деятельности очевидна и для специалистов и для дилетантов. Педагогическое мастерство, основанное на высокой профессиональной квалификации, общая культура, творческий подход, честность, - все это делает педагога личностью в глазах учеников и коллег.
Настоящий педагог является примером для своего воспитанника. Личностная компонента позволяет более полно осуществлять диалог учителя и ученика.
Работа учителя – сложная и ответственная, поэтому важным мотивом для избрания этого вида профессиональной деятельности является призвание к профессии педагога.
Интегральная модель воспитания и образования направлена на вычленение важнейших качеств человека и дальнейшее их развитие. Для успешного применения такой модели, необходимо в самом учителе присутствие этих самых качеств.
Педагог, обладающий мастерством и творческим подходом, может решить задачу развития в маленьком ребенке желания творить. В итоге, он решает задачу воспитания именно творческого человека, ценного для страны как думающего работника и ценного для самого себя в своей творческой целостности.
Современные педагогические технологии, кроме всего перечисленного, подводят педагога к необходимости импровизации в профессии учителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Маркуша А. М. Если вы учитель // Просвещение, Москва, 1989.
Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании // Академия, Москва, 2001.
Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний // Педагогика, Москва, 1986.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры // Просвещение, Москва, 1990.
Педагогика. Учебник под ред. Крившенко Л. П. // Проспект, Москва, 2004.
Подласый И. П. Педагогика // Высшее образование, Москва, 2006.
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения // Учпедгиз, Москва, 1954, Т. 2., С. 28.
15
1.Маркуша А. М. Если вы учитель // Просвещение, Москва, 1989.
2.Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании // Академия, Москва, 2001.
3.Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний // Педагогика, Москва, 1986.
4.Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры // Просвещение, Москва, 1990.
5.Педагогика. Учебник под ред. Крившенко Л. П. // Проспект, Москва, 2004.
6.Подласый И. П. Педагогика // Высшее образование, Москва, 2006.
7.Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения // Учпедгиз, Москва, 1954, Т. 2., С. 28.
Вопрос-ответ:
Какая роль личности педагога в педагогической деятельности?
Личность педагога является основой педагогической деятельности. Она определяет стиль общения, методы работы, воспитательное воздействие на учащихся. Личность педагога должна быть развитой и обладать общей культурой, чтобы эффективно взаимодействовать с учениками.
Что включает в себя понятие "педагогическое мастерство"?
Педагогическое мастерство - это навыки и умения, которые педагог использует в своей работе, чтобы обучать и воспитывать учеников. К таким навыкам можно отнести умение привлекать внимание, создавать интересное обучающее окружение, планировать уроки и организовывать работу в классе.
В каких аспектах личность педагога важна в авторских технологиях обучения?
Личность педагога играет важную роль в авторских технологиях обучения. Ее характерные черты, качества и опыт определяют особенности образовательного процесса. Педагог должен быть гибким, креативным и открытым для новых идей, чтобы успешно применять авторские технологии в работе с учениками.
Что такое педагогическая импровизация?
Педагогическая импровизация - это способность педагога быстро и гибко реагировать на изменения в образовательном процессе. Она заключается в нестандартных решениях, когда педагог изменяет план занятия или применяет неожиданные методики в ответ на возникающие проблемы или потребности учеников.
Где можно найти дополнительную литературу по данной теме?
Дополнительную литературу по данной теме можно найти в библиотеках, научных журналах и интернет-ресурсах, посвященных педагогике и психологии. Например, следующие источники содержат полезную информацию: [список литературы].
Какова роль личности учителя в педагогической деятельности?
Личность учителя играет ключевую роль в педагогической деятельности. Ее общая культура и профессиональное совершенство напрямую влияют на эффективность обучения и воспитания. Учитель, обладающий высокой культурой, хорошими нравственными и эстетическими качествами, способен создать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, вдохновить интерес учащихся к предмету и образованию в целом.
Что является основой педагогического мастерства?
Основой педагогического мастерства является личность учителя. Учительские качества, такие как эмоциональная устойчивость, общительность, толерантность, умение адаптироваться к различным ситуациям, стремление к самосовершенствованию, способность к творческому мышлению, играют важную роль в формировании успешной педагогической практики.
Какой подход к образованию предлагает интегральная модель?
Интегральная модель образования ставит личность педагога в центр образовательного процесса. Это означает, что учитель не только передает знания и умения, но и формирует ценности, развивает мотивацию и творческие способности учащихся. В рамках интегрального подхода, личностные качества педагога играют важную роль в создании условий для полноценного развития учеников.