Неформальная организационная структура
- Неформальная организационная структура, определение
- Особенности неформальной организационной структуры
- Взаимосвязь внутри системы
Неформальная организационная структура, определение
Помимо стандартных вертикальной и горизонтальной структур управления в организации еще встречается способ взаимоотношений среди работников, который влияет на выполнение поставленных задач. Следовательно, каждая организация обладает неформальной организационной структурой, содержащей в себе схему связей, возникающих на уровне межличностного взаимодействия сотрудников.
Микроклимат коллектива может совпадать как в неформальной, так и в формальной организационной структуре, но происходит это довольно редко. Получается, что неформальная обстановка располагает сотрудников к общению на равных с руководящим звеном или нижестоящими коллегами. Неформальные отношения также возникают между сотрудниками, которые взаимодействуют по работе формально. Данная структура схожа с лидерством по многим показателям, с изменениями, которые исходят от лидеров в зависимости от способа получения ими власти: от знакомых и равнозначных по положению коллег или с помощью оказания воздействия на начальство. Коллектив, который начал контактировать с желанием достичь определенного результата тоже выступает в роли неформальной организации.
Р. Стюардом сделано предположение, что неформальная структура способна продемонстрировать работу организации в действительности. Если бы решение относительно производственных и личных вопросов принималось только в соответствии с формальной структурой, которая основана на вертикальных связях, то велика вероятность возникновения рисков, которые не будут решены при помощи формальной организационной системы управления. Справиться с этим может только неформальная организация, которая построена на уровне социальных обменов на межличностном взаимодействии. Отношения в ней не регламентированы и спонтанно создаются на базе единых целей, интересов и симпатий.
Особенности неформальной организационной структуры
Выделяется ряд положительных сторон:
- поддерживает процесс социальной адаптации, помогая сотрудникам занять свою нишу;
- снимает напряжение в стрессовых ситуациях;
- способствует легкости общения внутри организации;
- обеспечивает распространение информации;
- с ее помощью можно выявить потенциальных официальных лидеров.
Недостаткам структуры считается:
- способствует возникновению и развитию межличностных конфликтов;
- может быть благоприятной областью для распространения слухов, что часто приводит к рождению недостоверной информации;
- может стать оппозицией с формальной структурой;
- существует риск, что негатив от недовольных и плохих сотрудников будет расти.
Взаимосвязь внутри системы
Сфера действия структуры – система отношений внутри фирмы, которая предполагает борьбу за власть. Она возникает в каждой организации в момент выстраивания своеобразной социальной иерархии, в которой многие располагаются посередине, одна часть занимается управлением, а другая находится в самой нижней части. Система взаимоотношений выступает ведущим способом по достижению и сохранению позиций на социальной лестнице.
Для постоянного совершенства существующей системы деловых взаимоотношений необходимо:
- расширять личные связи: каждый старается сделать свою деятельность максимально эффективной с помощью установления контактов с сотрудниками смежной или той же области. Можно выделить способы по расширению связей: демонстрация себя и своих навыков, установление контакта, создание имиджа. Очень важным является навык по созданию положительного впечатления о себе, как о компетентном, нравственном и общительном сотруднике;
- внедрение наставничества. Это способ профессионального роста и продвижения по карьерной лестнице. Опытный сотрудник или наставник является защитником, проводником для нового сотрудника или работника низшего звена, общение с которым не имеет четкой регламентации и формируются на неофициальном уровне;
- формирование корпоративной культуры. Это ценности, своеобразный психологический климат, который способствует созданию рабочей атмосферы.