Узнать цену работы
Статьи по теме

Немецкое управление качеством

  1. Становление и развитие немецкого менеджмента качества
  2. Служба качества немецких предприятий
  3. Регулирование вопросов качества на государственном уровне
  4. Функции отделов относительно качества
  5. Особенности менеджмента качества в Германии

Становление и развитие немецкого менеджмента качества

Знаменитое немецкое качество базируется, в первую очередь, на высоком профессиональном уровне работников и ответственном исполнении своих обязанностей. Высокие показатели качества обусловлены отлаженной и проверенной временем системой профессионального обучения. Человек, приступающий впервые к производственной работе, является учеником. Получив багаж определенных знаний и практических навыков (на что могут потребоваться годы), он может попробовать пройти экзаменационное испытание и получить лицензию мастера. Этот статус является очень престижным в Германии, имеет большое социальное значение и, разумеется, обеспечивает солидный заработок. Следующим этапом профессиональной карьеры становится должность начальника участка, цеха.

Это является причиной популярности профессиональных учебных заведений в Германии, а также более высокого уровня немецких рабочих по сравнению с США и европейскими странами. Курс начальной школы в Германии завершается экзаменами, по результатам которых ученики переходят либо в гимназию, либо в среднюю школу. Выпускники гимназий имеют возможность продолжить обучение, поступив в университет. Учащиеся средней школы, как правило, имеют хорошую перспективу стать в будущем мастером. Бесплатное высшее образование во многих немецких заведениях позволяет подготовить из способной молодежи хороших руководителей и высококвалифицированных рабочих.

Основными факторами, определявшими качество продукции до начала 80-х годов прошлого столетия, являлись:

  • скурпулезный процесс производства;
  • строжайший контроль;
  • непрерывное внедрение новых технологий;
  • высокий квалификационный уровень персонала;
  • отлаженная система мотивации.

Впоследствии вопросы повышения качества стали решаться уже на стадии проектирования. Так, началась разработка и анализ способов снижения уровня производственного брака, недопущения ошибок и ликвидации дефектов, испытаний продукции. Целью этого являлось более раннее выявление ошибок, что снижало бы издержки на их устранение. В итоге, упреждение производственных дефектов обходится в сумму, равную 5% всех расходов. Плавно увеличивая эту цифру, можно добиться снижения расходов на обеспечение качества продукции, исключив издержки на исправление ошибок.

В основе немецкой системы управления лежит понимание того, что дорогое производство должно опираться на проверенную и надежную систему менеджмента качества.

Издержки на качество планируются, исходя из себестоимости уже готовой продукции.

Немецкий производитель ставит перед собой следующие цели:

  • Установить стоимость продукции с учетом рыночной конъюнктуры.
  • Своевременно поставить продукцию на прилавок.
  • Обеспечить качество изделий, отвечающее современным запросам потребителей.

Служба качества немецких предприятий

Она включает следующие подразделения:

  • обеспечения качества;
  • его контроля;
  • содействия качеству.

Основными задачами этих структур являются:

  • разработка методов достижения и средств контроля;
  • производственный менеджмент качества;
  • сбор и анализ данных о качественных показателях и издержках.

Служба качества обязательно имеет лабораторные возможности для оценки качества. Проверяются материалы изготовления, испытываются опытные образцы, осуществляется входной и выходной контроль продукции, оценивается уровень ее надежности и т.д. В рамках деятельности данной службы проводится образовательная работа среди сотрудников, функционирует система мотивирования труда, повышения квалификации, решаются особые задачи. Важное место в немецком менеджменте занимает делегирование полномочий. При этом за конкретным сотрудником закрепляется конкретная область ответственности, она разделяется на исполнительную и руководящую составляющую.

Регулирование вопросов качества на государственном уровне

Государство осуществляет регулирование в области качества с помощью следующих законов:

  • об обеспечении безопасности техсредств (1968);
  • об охране окружающей среды (1974);
  • о продуктах питания и массового потребления (1974);
  • об измерительном деле (1985);
  • об измерительных единицах и о поверке (1985);
  • соглашение между ДИН и правительством Германии 1979 г.

Функции отделов относительно качества

Нормы и стандарты в области обеспечения качества действуют в течение достаточно продолжительного периода (около пяти лет), после чего происходит их пересмотр, основательная переработка, требуемое обучение и повышение квалификации персонала. Эти процедуры длятся около двух лет, и только потом новые стандарты внедряются в производство. Работа по обеспечению качества продукции осуществляется всеми подразделениями организации. Каждый отдел выполняет конкретные функции в этом направлении:

Служба сбыта. Анализирует потребности рынка и доводит их до производства, собирает данные об эксплуатации изделий посредством службы сервиса.

Проектное подразделение. Оценивает показатели качества и надежности образцов продукции, после чего направляет их в производство.

Служба производственного планирования. Обеспечивает производство требуемыми техническими документами, оборудованием, а также составляет планы качественного контроля.

Отдел снабжения. Осуществляет закупку материалов и комплектующих высокого качества.

Производственные подразделения. Проводят непосредственный производственный контроль, несут ответственность за качество изготовления.

Коммерческий отдел. Его задачи – решение вопросов по упаковке, складированию и транспортировке продукции.

Менеджмент. Решает вопросы инноваций, кадров, что также влияет на качество.

Особенности менеджмента качества в Германии

К ним относятся:

  • Высокий уровень квалификации кадров, обусловленный хорошим теоретическим и практическим обучением.
  • Строгое государственное регулирование качества, долгосрочные стандарты.
  • Обеспечение требуемого качества силами всех сотрудников, чему содействует делегирование ответственности.
  • Разработка и внедрение программ качества.
  • Постепенная автоматизация производственных и управленческих процессов, снижение субъективного фактора в них.
Узнать цену работы

Узнай цену

своей работы